Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 23 декабря 2015 г. N 5.1-3398
по проекту федерального закона N 878551-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации", принятому Государственной Думой 22 декабря 2015 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного федерального закона (пфз N 878551-6) был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.Б. Шестаковым, В.Ю. Максимовым и другими, членом Совета Федерации А.П. Майоровым 9 сентября 2015 года.
Федеральный закон вносит изменения в Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5340-1 (далее - Закон) "О торгово-промышленных палатах" с целью совершенствования правоотношений, возникающих в связи с организацией и деятельностью торгово-промышленных палат, а также расширения и уточнения их прав и функций.
Федеральный закон определяет торгово-промышленную палату как негосударственную некоммерческую организацию, созданную в организационно-правовой форме союза для представления и защиты законных интересов своих членов и в целях развития предпринимательства, экономической и внешнеторговой деятельности, реализации иных целей и задач, предусмотренных Законом. Предусматривается, что на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования субъекта Российской Федерации, может быть образована только одна торгово-промышленная палата соответствующего уровня.
Федеральный закон уточняет порядок деятельности и вопросы компетенции высшего органа торгово-промышленной палаты. Предусматривается, что для осуществления текущего руководства деятельностью торгово-промышленной палаты ее высшим органом избирается единоличный исполнительный орган.
Федеральный закон устанавливает, что членами торгово-промышленной палаты могут быть российские юридические лица, в том числе российские организации, объединяющие юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, а также индивидуальные предприниматели. Предусматривается обязательное членство в Торгово-промышленной палате Российской Федерации для торгово-промышленных палат субъектов Российской Федерации и торгово-промышленных палат муниципальных образований. Членство иных организаций и индивидуальных предпринимателей в торгово-промышленных палатах является добровольным.
Федеральный закон определяет, что торгово-промышленные палаты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" с учетом особенностей, установленных Законом. Решение о государственной регистрации Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и торгово-промышленной палаты, созданной на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, принимается федеральным органом государственной регистрации, а созданной на территории одного субъекта Российской Федерации, - территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Обращаем внимание на то, что пункты 12 и 15 статьи 1 Федерального закона уточняют редакцию соответственно статей 12 и 15 Закона в части того, что торгово-промышленные палаты могут выполнять возложенные на них федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления функции исключительно в сфере экономики. Однако на практике указанные положения могут вызывать затруднения, поскольку, не являясь публично-правовыми субъектами, торгово-промышленные палаты не могут состоять с органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношениях власти-подчинения и осуществлять функции, возлагаемые на них этими органами в любой области экономики.
Федеральный закон регулирует отношения, которые в соответствии с пунктом "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в введении Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены.
Правовым последствием вступления в силу Федерального закона явится законодательное закрепление особенностей деятельности и порядка образования торгово-промышленных палат, определение их задач и функций, совершенствование деятельности указанных палат по вопросам развития предпринимательства, защиты и представления интересов предприятий и предпринимателей в органах власти.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен не позднее 6 января 2016 года.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона, он вступает в силу со дня его официального опубликования.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Д.И. Азарову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Ю.А. Шарандин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.