Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 884486-6 "О внесении изменений в пункт 9.2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства"
(в части расширения перечня категорий граждан, которые могут быть членами жилищно-строительных кооперативов),
внесенный Государственным Собранием - Курултай Республики Башкортостан
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 19.10.2015 года (выписка из протокола N 260, п. 67) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (соисполнитель) рассмотрел проект федерального N 884486-6 "О внесении изменений в пункт 9.2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О содействии развитию жилищного строительства" (в части расширения перечня категорий граждан, которые могут быть членами жилищно-строительных кооперативов), внесенный Государственным Собранием - Курултай Республики Башкортостан (далее - законопроект), в части своей компетенции.
Законопроектом предлагается расширить перечень категорий граждан, имеющих право на вступление в члены жилищно-строительных кооперативов, создаваемых в соответствии с отдельными федеральными законами, путем включения в него молодых семей, возраст супругов в которой или одного молодого родителя в неполной семье не превышает 35 лет, в том числе имеющих одного и более детей.
Для указанных целей предлагается внести соответствующие изменения в пункт 9.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 11 и 16.5 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
Исходя из пояснительной записки, предлагаемые изменения направлены на социальную поддержку отдельной категории граждан (молодые семьи), основным критерием которой является возраст супругов.
В настоящее время молодая семья может быть принята в члены жилищно-строительного кооператива, если она соответствует требованиям пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2012 N 108, т.е. в зависимости от места работы или наличия в семье трех и более детей.
Оказывая поддержку молодой семье, государство исходит из того, что от здоровья супругов и от социально-экономических и бытовых условий жизни молодой семьи, от окружающей ее природной и культурной среды, в целом от образа ее жизни зависят сохранение генофонда наций и народов Российской Федерации, физическое и духовное здоровье новых поколений.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2014 N 21-П, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства имеет особую значимость, следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, обеспечивающих институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики России, направленной в том числе на повышение рождаемости, как важной составляющей сохранения и развития многонационального народа России.
Соглашаясь с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, Комитет отмечает, что социальная поддержка государства в решении жилищного вопроса не может быть связана исключительно с возрастным критерием.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы является основой стабильности условий жизни для этой наиболее активной части населения. Молодой семье необходимо обеспечить такие условия ее жизнедеятельности, при которых она, опираясь на собственный потенциал, получая стратегическую поддержку со стороны государства и общества, станет способной самостоятельно реализовывать все свои социальные функции и репродуктивные возможности.
Таким образом, условия решения жилищной проблемы должны создавать для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы.
Созданные благоприятные условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни, а решение жилищной проблемы молодых граждан позволит сформировать экономически активный слой населения.
Особую роль в настоящее время приобретают социальные выплаты на покупку или строительство жилья.
Во исполнение положений части 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации, конкретизированных в ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, в целях формирования рынка доступного жилья экономического класса, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, в качестве составной части которой утверждена отдельная подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - подпрограмма).
Подпрограмма направлена на оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, и предусматривающая для них возможность получения за счет бюджетных ассигнований социальной выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома экономического класса, которую они вправе использовать наряду с привлечением собственных средств и дополнительных средств кредитных и других организаций
К сожалению, авторы законопроекта не отразили в пояснительной записке причины принятого решения о внесении предлагаемых изменений в федеральное законодательство, а также отсутствует обоснование недостаточности уже существующих механизмов поддержки молодых семей.
На основании изложенного, Комитет считает, что поставленный авторами законопроекта вопрос требует дополнительного обсуждения.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.