Досье на проект федерального закона
Настоящий проект закона разработан в целях оказания дополнительной поддержки многодетных семей в Российской Федерации.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года в России насчитывается 1 миллион 250 тысяч многодетных семей. С каждым годом это число увеличивается. Так, по данным Минтруда РФ по состоянию на 1 октября 2016 года общее количество многодетных семей в России составляет 1 миллион 615 тысяч 999, в том числе из них состоит на учете в органах социальной защиты населения 1 миллион 470 тысяч 665 семей. Таким образом, более 90% многодетных семей являются малоимущими.
Еще в 2015 году Президент России В. Путин, обращаясь к Федеральному Собранию Российской Федерации особо подчеркнул, что "... Вот уже три года подряд в России отмечается естественный прирост населения. ... И прежде всего потому, что половина новорождённых сегодня - это вторые, третьи и последующие дети. Семьи хотят растить детей, верят в их будущее, верят в свою страну, рассчитывают на поддержку государства".
1 декабря 2016 года в ежегодном Послании Президентом вновь было отмечено, что "Смысл всей нашей политики - это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы...".
В качестве такой поддержки государства можно и нужно рассматривать и налоговые льготы для многодетных семей.
На сегодняшний день на федеральном уровне льгота по транспортному налогу для многодетных семей не предусмотрена. Поскольку транспортный налог относится к налогам, зачисляемым в региональные бюджеты, то и право предоставлять льготы целиком и полностью возложено на регионы.
С точки зрения пополняемости региональных бюджетов предоставление им права самостоятельно регулировать данные отношения вполне оправдано.
В тоже время, необходимо рассматривать налоговое законодательство в его взаимосвязи с другими нормами права и с учетом всех аспектов влияния принятых законов на жизнь граждан.
Следует особо отметить, что на территории нашего государства проводится единая государственная политика в отношении многодетных семей. Именно поэтому концепцией данного законопроекта предлагается рассматривать льготу по транспортному налогу для многодетных не просто как норму налогового законодательства, а как меру поддержки многодетных семей, как форму реализации единой государственной политики в этой области.
Предоставить льготы могут позволить себе не все регионы, поэтому освобождение от транспортного налога многодетных семей - это далеко не повсеместная практика. Во многих регионах (Тюменская область, Рязанская область, Омская область, Красноярский край, Республика Татарстан, Республика Башкортостан и др.) льготы по налогу на транспорт для многодетных семей отсутствуют.
Впрочем, даже там, где льготы предусмотрены, возникает ряд проблем при их применении. Самая серьезная проблема, которая существует в России на сегодняшний день - это отсутствие однозначного и четкого определения многодетной семьи. Хотя подавляющее большинство регионов присваивает статус многодетной семьи лицам, воспитывающим как минимум троих детей (родных или усыновленных), подобное единство в законодательстве не наблюдается. Даже в тех регионах, где многодетной называют классическую семью с двумя взрослыми и тремя детьми, часть льгот может на них не распространяться.
Так, согласно п. 2. ст. 1 Социального Кодекса Санкт-Петербурга многодетной признается семья, имеющая в составе трех и более несовершеннолетних детей. В соответствии с Кодексом многодетные семьи получают дополнительные меры поддержки в виде единовременных и ежемесячных выплат, компенсации расходов на коммунальное хозяйство и пр. В тоже время, Закон Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" льготы семьям с тремя детьми не предоставляет. Согласно указанному закону транспортный налог могут не платить многодетные семьи, на попечении которых находятся не менее четырех детей. И надо сказать, такая практика встречается повсеместно.
Установление на федеральном уровне единой льготы для семей, воспитывающих и содержащих трех и более детей, позволит установить единую практику для всех субъектов Российской Федерации. Кроме того, данная мера позволит обеспечить дополнительную поддержку государства для многодетных семей.
Законопроектом предлагается установить льготу на одно транспортное средство в многодетной семье, мощностью до 200 лошадиных сил включительно.
Такой подход предложен на основании изучения практики регионов, анализа состава транспортного парка многодетных семей, опроса представителей автомобильного сообщества.
Принятие законопроекта положительно скажется на благосостоянии многодетных семей, будет являться дополнительным стимулом для роста рождаемости, при этом ограничение по количеству транспортных средств и их мощности позволит свести к минимуму выпадающие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с введением льготы по транспортному налогу.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 361.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 361.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не приведёт к уменьшению доходов федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств Российской Федерации.
Поскольку в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации транспортный налог является одним из источников формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации, принятие данного законопроекта может привести к возникновению выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 361.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменения в статью 361.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления или принятия актов федерального законодательства.
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменения в статью 361.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" потребуется внесение изменения в Федеральный закон от 03.07.2016 N 249-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в части уточнения срока действия пункта 2.1. статьи 361.1. Налогового кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.