Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 927257-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в статьи 36 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации в части совершенствования использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства",
внесенный членами Совета Федерации Г.А. Горбуновым, В.А. Лебедевым, С.Ф. Лисовским, депутатом Государственной Думы В.А. Язевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 927257-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в статьи 36 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации в части совершенствования использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства", внесенный членами Совета Федерации Г.А. Горбуновым, В.А. Лебедевым, С.Ф. Лисовским, депутатом Государственной Думы В.А. Язевым, и отмечает следующее.
Законопроект направлен на существенное изменение правового регулирования использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. В частности, предлагается изложить в новой редакции статью 36 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой исключается необходимость аренды охотпользователями лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, за исключением аренды лесных участков для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на основании охотхозяйственных соглашений.
Кроме того, согласно изменениям, предлагаемым законопроектом в Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон), уполномоченный федеральный орган исполнительной власти должен установить перечень объектов охотничьей инфраструктуры, для размещения которых земельные участки и лесные участки предоставляются в аренду юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения. Также предлагается исключить из обязательств указанных лиц в соответствии с охотхозяйственным соглашением создание охотничьей инфраструктуры (подпункты "а", "б" пункта 2 статьи 1 законопроекта) и наделить их правом регулирования доступа физических лиц в объекты такой инфраструктуры, расположенные в закрепленных охотничьих угодьях (подпункт "б" пункта 5 статьи 1 законопроекта).
Комитет, поддерживая вцелом необходимость гармонизации земельного, лесного законодательства и законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также оптимизации правового регулирования вопросов создания и содержания объектов охотничьей инфраструктуры, отмечает следующие существенные недостатки законопроекта.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается исключить возможность предоставления в соответствии с охотхозяйственным соглашением земельных и лесных участков в целях, не связанных с размещением объектов охотничьей инфраструктуры.
По нашему мнению, данное предложение нуждается в дополнительном обосновании. В соответствии со статьей 27 Федерального закона одним из условий охотхозяйственного соглашения является обязательство юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключившего такое соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания. В числе прочих к таким мероприятиям статьей 47 Федерального закона отнесены биотехнические мероприятия, видами которых в соответствии с Приказом Минприроды России от 24 декабря 2010 года N 560 "Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов", являются, в частности, устройство кормовых полей и создание искусственных водоемов.
Следует иметь в виду, что указанные объекты не отнесены Федеральным законом к охотничьей инфраструктуре. Во взаимосвязи с проектируемой частью 5 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции законопроекта), следует сделать вывод о том, что проведение отдельных видов биотехнических мероприятий может сопровождаться созданием объектов капитального строительства. С учетом этих обстоятельств полагаем, что проведение некоторых видов биотехнических мероприятий в лесах не может осуществляться без предоставления соответствующих лесных участков, т.к. в противном случае невозможно обеспечить законные права и интересы охотпользователей в части сохранности таких объектов и оформления прав на соответствующие объекты недвижимости. Более того, без соответствующего закрепления прав на лесные участки, на которых располагаются подобные объекты, создаются трудности в дифференциации указанных биотехнических мероприятий как видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и видов использования лесов, предусмотренных статьями 36 и 44 Лесного кодекса Российской Федерации.
Далее, в отношении изменений, предусмотренных подпунктом "б" пункта 1 и подпунктом "б" пункта 2 статьи 1 законопроекта, следует отметить, что регламентация сроков предоставления в аренду лесных участков относится к предмету правового регулирования Лесного кодекса Российской Федерации.
Проектируемая новая часть 2.1 статьи 25 Федерального закона (подпункт "в" пункта 1 статьи 1 законопроекта) не в полной мере согласуется с положениями статьи 53 Федерального закона, содержащей перечень объектов охотничьей инфраструктуры.
Изменения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 2 и пунктом 3 статьи 1 законопроекта, необходимо исключить, т.к. их принятие приведет в возникновению внутреннего противоречия с содержанием части 2 статьи 27 Федерального закона (в редакции законопроекта), а также к правовому пробелу, возникающему вследствие исключения из состава условий охотхозяйственных соглашений и сведений о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения информации о лесных участках, что не соответствует требованиям ясности и полноты вводимого правового регулирования.
Далее, дополнения, предлагаемые подпунктом "б" пункта 5 статьи 1 законопроекта, нуждаются в дополнительной проработке в целях соотнесения и увязки с положениями статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации.
Комитет также поддерживает замечания и предложения, изложенные в заключениях на законопроект Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Правового управления Аппарата Государственной Думы.
В то же время считаем необходимым подчеркнуть, что проблемы, на решение которых направлен рассматриваемый проект федерального закона, являются крайне актуальными.
В этой связи для выработки согласованной позиции между субъектами права данной законодательной инициативы, Правительством Российской Федерации, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также в целях реализации мероприятий по развитию охотничьего хозяйств в Российской Федерации, предусмотренных Стратегией развития охотничьего хозяйства в Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 1216-р, Комитет в соответствии с пунктом "а" части шестой статьи 112 Регламента Государственной Думы рекомендует авторам законодательной инициативы изменить текст законопроекта и доработать его до первого чтения с учетом высказанных замечаний и предложений.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.