Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 826412-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
("О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации")
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Пункт 1 статьи 1 проекта федерального закона нуждается в уточнении в части одновременного использования понятий "акватория" и "водный объект" с учетом положений Водного кодекса Российской Федерации (см., например, статьи 11, 16, 66), также следует указать, о каких "участках" (наряду с земельными, лесными участками) идет речь в проектируемой норме (если имеются в виду участки воздушного пространства, следует учесть, что Воздушный кодекс Российской Федерации не предполагает деление воздушного пространства на части). Кроме того, иные положения преамбулы Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон), а также положения пункта 1 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) потребуют уточнения с учетом положений пунктов 4, 10 статьи 1, пункта 1 статьи 4 проекта (земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничиваются в обороте).
Проектируемые в подпункте "а" пункта 3 статьи 1 проекта изменения обусловливают необходимость внесения аналогичных изменений в статьи 1 и 6 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", статью 5 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".
В связи с проектируемыми пунктами 12 - 15 статьи 2 Федерального закона следует учесть положения пункта 2 статьи 1 Федерального закона о регулировании земельных и лесных отношений на особо охраняемых природных территориях. Кроме того, в отношении положений проектируемого пункта 15 рассматриваемой статьи обращаем внимание, что формулировка "в установленном порядке" не позволяет ответить на вопрос, какой орган и каким актом должен устанавливать этот порядок, а Федеральный закон не содержит процедуры объявления национальными парками земельных участков, занятых природными комплексами и объектами.
Проектируемые положения абзаца 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона нуждаются в уточнении с учетом абзаца 1 этого пункта в части имущества, не подлежащего отчуждению (указанное замечание относится также к пункту 10 статьи 1 проекта), также следует учесть положения пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса (слово "ограничены" следует заменить словом "ограничиваются"). Кроме того, полагаем, что проектируемая норма должна быть скорректирована в части указания на конкретные случаи предоставления земельных участков в безвозмездное пользование с учетом того, что Земельный кодекс содержит широкий перечень случаев их предоставления на указанном праве, отдельные из которых не соотносятся с режимом особой охраны территорий государственных природных заповедников (статья 39.10 Земельного кодекса). С учетом проектируемых изменений следует также уточнить положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 9 Федерального закона о полном запрете на осуществление экономической и иной деятельности в государственных природных заповедниках (в том числе в части их согласования между собой и с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона).
В связи с положениями пункта 5 проекта следует определить, что понимается под "Летописью природы" (см. также подпункт "г" пункта 2 статьи 9 Федерального закона). Кроме того, на наш взгляд, потребуется соответствующим образом уточнить положения Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), регулирующие проведение государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Учитывая наименование и содержание статьи 8 Федерального закона и проектируемых в нее изменений, полагаем, что ее следует изложить в новой редакции (замечание аналогичного характера относится к статье 14, пункту 4 статьи 15 Федерального закона с учетом проектируемых изменений в них (пункт 12, подпункт "б" пункта 13 статьи 1 проекта).
Проектируемые в пункте 7 статьи 1 проекта изменения обусловливают необходимость уточнения абзаца 2 пункта 5 статьи 9 Федерального закона в целом, поскольку предлагаемые изменения нарушают логику указанной номы Федерального закона (данное замечание также относится к положениям подпункта "в" пункта 13 статьи 1 проекта).
В связи с проектируемыми изменениями в пункт 3 статьи 11 и проектируемым пунктом 3 статьи 16 Федерального закона следует учесть соответствующие положения Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 221-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи со строительством, с реконструкцией объектов транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, предназначенных для обеспечения транспортного сообщения между Таманским и Керченским полуостровами, и объектов инженерной инфраструктуры федерального и регионального значения на Таманском и Керченском полуостровах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Проектируемый абзац 1 пункта 2 статьи 12 Федерального закона нуждается в уточнении, поскольку национальные парки являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения и находятся в федеральной собственности (статья 2 Федерального закона). Кроме того, проектируемые положения пункта 2 статьи 12 Федерального закона требуют унификации с положениями пункта 4 статьи 1 проекта в части указания на законодательство, в соответствии с которым могут быть предоставлены земельные участки на соответствующем праве.
Проектируемый пункт 3 статьи 12 Федерального закона нуждается в уточнении с учетом установленных статьей 1 Земельного кодекса основных принципов земельного законодательства (см. также пункт 2 статьи 7, пункт 6 статьи 94 Земельного кодекса).
Проектируемые положения подпункта "д" пункта 2 статьи 15 Федерального закона нуждаются в уточнении в части формулировки "объекты спорта капитального строительства" с учетом содержащегося в Федеральном законе от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" понятия "объекты спорта". Кроме того, с подпунктом "д" пункта 2 статьи 15 Федерального закона, предусматривающим запрет на строительство и эксплуатацию хозяйственных и жилых объектов следует согласовать проектируемый подпункт "г" пункта 2 этой статьи.
В связи с проектируемыми изменениями в подпункт "е" пункта 2 статьи 15 Федерального закона обращаем внимание на то, что в подпункте "е" пункта 1 статьи 15 Федерального закона речь идет о соответствующих зонах (а не участках). Кроме того, в целях ясности и определенности правовой нормы в рассматриваемом подпункте следует уточнить, о каких "ресурсах для собственных нужд" идет в ней речь.
Проектируемые положения пункта 2 статьи 16 Федерального закона нуждаются в уточнении в части ссылки на пункт 2 статьи 17 Федерального закона, с учетом того, что в нем также содержится отсылка к пункту 1 статьи 17 Федерального закона (при этом следует уточнить, в соответствии с каким законодательством соответствующие участки предоставляются в аренду - см. статью 17 Федерального закона).
Проектируемый пункт 4 статьи 17 Федерального закона нуждается в уточнении с учетом содержащегося в Федеральном законе N 7-ФЗ понятия "охрана окружающей среды" (это в том числе компоненты природной среды).
Требует обоснования исключение из перечня объектов государственной экологической экспертизы соответствующих уровней материалов комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих придание этим территориям статуса особо охраняемых природных территорий федерального или регионального значения, материалов, обосновывающих преобразование государственных природных заповедников в национальные парки (статья 2 проекта). Кроме того, проектируемые изменения подпункта "в" пункта 1, подпункта "б" пункта 2 статьи 2 проекта обусловливают необходимость внесения соответствующих изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации.
В связи с изменениями подпункта 1 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса, слово "в пределах" следует заменить словом "в границах".
В проектируемом пункте 1 статьи 95 Земельного кодекса следует учесть положения подпункта "а" пункта 2 статьи 2 Федерального закона о биосферных заповедниках. Кроме того, проектируемую норму следует редакционно уточнить в целях учета статуса соответствующих особо охраняемых природных территорий (слова "и иных категорий" заменить словами ", а также иных категорий"), также следует учесть новое понятие "особо охраняемые природные территории" (см. преамбулу Федерального закона с учетом изменений в нее).
Обращаем внимание на то, что проектируемые абзац 2 пункта 3, пункт 4, пункты 7 - 9 статьи 95 Земельного кодекса дублируют его действующие положения, однако, они не учитывают при этом в соответствующей части положений статей 20, 22, 26 Федерального закона.
В связи с положениями пункта 1 статьи 8 проекта обращаем внимание на то, что статья 14 Федерального закона (с учетом вносимых в нее изменений) не предусматривает порядок преобразования государственных природных заповедников в национальные парки. В пункте 2 статьи 8 проекта следует учесть, что подпункт "к" пункта 2 статьи 15 в Федеральном законе отсутствует.
Проектируемые положения пункта 3 статьи 34 Федерального закона о наделении должностных лиц соответствующих государственных бюджетных учреждений, являющихся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, правами должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, а также правами должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов обусловливают необходимость внесения соответствующих изменений в отраслевые нормативные правовые акты. Так, согласно частям 2 и 2.1 статьи 43.2 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранении водных биологических ресурсов осуществляется только уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 16 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире"). Кроме того, при проектировании положений об осуществлении и взаимосвязи соответствующих видов государственного контроля (надзора) - пункт 16 статьи 1, статьи 5 и 6 проекта), на наш взгляд, следует учесть состав государственного экологического надзора (статья 65 Федерального закона N 7-ФЗ) и положения пунктов 2 и 3 статьи 33 Федерального закона об осуществлении государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий при осуществлении государственного экологического надзора.
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.