Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике
по проекту федерального закона N 858182-6 "О внесении изменения в статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации", внесенному Законодательным Собранием Республики Карелия
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел в пределах своей компетенции проект федерального закона N 858182-6 "О внесении изменения в статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации".
Данным законопроектом предлагается внести изменения в статью 133 Трудового кодекса, дополнив ее словами "(без учета выплат компенсаций, установленных в соответствии со статьями 315, 316, 317 настоящего Кодекса)".
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) была признана утратившей силу часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, которая устанавливала перечень выплат, не входящих в состав минимального размера оплаты труда. При этом статьей 5 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что не допускается снижение "компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иных выплат компенсационного характера), установленных до дня вступления его в силу."
В то же время Федеральным законом N 54-ФЗ в Трудовой кодекс Российской Федерации была введена статья 133.1, регламентирующая установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, которой было предусмотрено, что размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусмотрено, что для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера устанавливаются государственные гарантии и компенсации, в том числе районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, пенсиям и т.д.
В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации все виды фиксированного размера оплаты труда (тарифная ставка, должностной оклад, базовый должностной оклад) определяются без учета компенсационных стимулирующих и социальных выплат.
В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7), каждому предоставляется право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведенных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Отсутствие в трудовом законодательстве правовой нормы, определяющей понятие "минимальный размер оплаты труда", привело к дискриминации при установлении минимального размера оплаты труда, снижению уровня реального
содержания заработной платы и невыполнению государственной гарантии по повышенной оплате труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статьи 132, 134, 146 Трудового кодекса Российской Федерации).
Установление величины минимального размера заработной платы с учетом компенсационных, стимулирующих и социальных выплат на уровне, как правило, действующего МРОТ имеет неблагоприятные последствия для мотивации труда, ведет к фактическому снижению реальной заработной платы, ослабляет систему основных государственных гарантий по росту оплаты труда для профессиональных квалификационных групп работников в ряде субъектах РФ, особенно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Верховный Суд Российской Федерации в своих Определениях от 24.06.2011 г. N 3-В11-16 и от 01.07.2011 г. N 72-В11-5 о структуре МРОТ без учета районного коэффициента и "северной надбавки" пришел к выводу, что при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях в соответствии со 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это значит, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
По мнению комитета, правоприменительная практика противоречит основным принципам трудового законодательства и ставит работников Севера в неравное положение по сравнению с гражданами, работающими в более благоприятных климатических условиях.
Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока поддерживает рассматриваемый проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении, полагая, что принятие проекта федерального закона N 858182-6 "О внесении изменения в статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации" позволит устранить нарушение прав граждан на получение оплаты труда в полном объеме и будет способствовать обеспечению единообразного применения норм трудового законодательства, ибо данным законопроектом вводится норма права, устанавливающая перечень выплат, не входящих в состав размера минимального размера оплаты труда.
Настоящее заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока 14 октября 2015 года.
Председатель комитета |
Н.М. Харитонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.