Досье на проект федерального закона
Данным законопроектом предлагается закрепить в Трудовом кодексе Российской Федерации соотношение максимальной и минимальной рассчитываемой за календарный год средней заработной платы работодателя и работников организации в пределах 10 к 1. Причем эта кратность будет включать в себя различные надбавки, компенсационные и стимулирующие выплаты. Требование не будет распространяться на работодателей-физических лиц и их работников. В случае если выплаченная заработная плата будет превышать соотношение 10 к 1, то часть, превышающая это соотношение, подлежит возврату и распределению между работниками пропорционально размерам их заработной платы.
В настоящее время в России работодатели самостоятельно определяют уровень заработной платы своих работников. На практике это привело к ярко выраженной дифференциации в оплате труда как между отраслями экономики, так и на отдельных предприятиях.
Серьезной проблемой сегодня является необоснованный дисбаланс в заработных платах топ-менеджеров, объем премирования которых не коррелирует с результатами их деятельности.
Так, например, согласно общеизвестным источникам, ОАО "НК "Роснефть" является не только лидером нефтяной отрасли страны, но и лидером по беспрецедентной величине разрывов в уровне оплаты труда топ-менеджеров и персонала компании. Заработная плата Президента (Председателя правления) указанной компании И.И. Сечина превысила в 2013 году среднюю заработную плату ее работников более чем в 1700 раз.
Приблизительно 1000-кратный разрыв между первым лицом компании и ее среднестатистическим работником был зафиксирован в 2013 году в Газпроме и ВТБ.
В остальных компаниях наблюдаются хотя и меньшие разрывы, но также весьма существенные, исчисляющиеся сотнями.
Экспертные исследования по банкам показывают, что если в одних кредитных организациях соотношение уровня оплаты труда топ-менеджеров и остальных категорий работников исчисляется лишь десятками, то в других - сотнями. Лидером по дифференциации заработной платы стал банк Хоум Кредит. Среднее денежное вознаграждение топ-менеджера превысило среднюю зарплату работника банка в 458 раз. Помимо указанного банка существенные разрывы в уровне оплаты труда топ-менеджмента и остального персонала были зафиксированы в Банке Москвы (271 раз), ВТБ 24 (254 раза), в Сбербанке (247 раз), Альфа-Банке (201 раз), Абсолют-банке (119 раз) и других.
Таким образом, можно сделать вывод, что для крупных российских компаний независимо от сферы деятельности и формы собственности характерны беспрецедентные, экономически необоснованные разрывы в уровне оплаты труда топ-менеджеров и остального персонала.
Аналогичная ситуация, только в более мелких масштабах, сложилась в рамках государственных и иных учреждений. Например, разрыв в заработных платах отдельных ректоров учебных заведений является существенным: заработная плата ректора достигает семизначных цифр, в то время как рядовой преподаватель получает в среднем 15 тыс. рублей.
Вышеизложенные факты в очередной раз подтверждают вывод о необходимости изменения действующей системы оплаты труда. Установление взаимосвязи между оплатой труда руководителей и работников обеспечит более эффективное управление.
Опыт закрепления соотношений между заработными платами всех категорий работников был в нашей стране. Во всех отраслях экономики СССР должностные оклады первых руководителей предприятий, их заместителей были соизмеримы с размером минимальной оплаты труда (для директора, в частности, в соотношении 5 к 1). Средний размер оплаты труда руководителей и всех остальных работников по стране был в соотношении 4 к 1.
На недостатки правовых норм трудового законодательства, приводящих к значительной дифференциации оплаты труда руководителя и работника бюджетной организации, обратило внимание Правительство России.
В сентябре 2012 г. в Постановление Правительства Российской Федерации N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" были внесены изменения, согласно которым уже не оклад, а заработная плата руководителя привязана к средней заработной плате основного персонала и не должна превышать её более чем в 8 раз.
В январе 2015 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации N 2 "Об условиях оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий", которое утвердило, что предельный уровень соотношения средней заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров предприятий и средней заработной платы работников списочного состава предприятий устанавливается учредителем в кратности от 1 до 8.
Таким образом, предполагается целесообразным закрепить норму об установлении зависимости средних заработных плат внутри одной организации между разными уровнями заработных плат.
С одной стороны это позволит избежать в будущем необоснованных выплат и увеличения заработной платы руководящего звена, а с другой стороны, будет мотивировать руководителя в росте эффективности работы организации и, как следствие, в увеличении размера средней заработной платы персонала организации.
Кроме того, введение данной нормы в федеральное законодательство закрепит единообразный принцип ограничения заработной платы.
Предполагается, что принятие настоящего Федерального закона окажет положительное влияние на рынок труда, в частности, повысит конкурентоспособность, привлечет профессионалов в различные сферы, повысит уровень ответственности работников, исключит личностный фактор при определении оплаты труда, а также повысит реальные доходы многих категорий граждан, некоторые из которых перешагнут черту бедности.
На основании вышеизложенного представляется абсолютно справедливым установить сокращение в разрыве между зарплатами для всех руководителей организаций и работников и внести соответствующие изменения в законодательство.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления соотношения максимального и минимального размеров средней заработной платы работодателя и работников организации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления соотношения максимального и минимального размеров средней заработной платы работодателя и работников организации" не потребует дополнительные финансовые затраты, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления соотношения максимального и минимального размеров средней заработной платы работодателя и работников организации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления соотношения максимального и минимального размеров средней заработной платы работодателя и работников организации" не потребует приостановления, внесения изменений либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления соотношения максимального и минимального размеров средней заработной платы работодателя и работников организации" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил исчисления соотношения максимального и минимального размеров средней заработной платы работодателя (уполномоченного представителя работодателя) и работника организации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.