Досье на проект федерального закона
Конституция Российской Федерации в статье 46 гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (часть 1). Будучи одним из основных прав человека, неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения, право на судебную защиту, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод человека и гражданина, которые признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и обеспечиваются правосудием (статьи 17 и 18 Конституции Российской Федерации).
Раскрывая конституционное содержание права на судебную защиту, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что отсутствие возможности пересмотреть ошибочный судебный акт не согласуется с универсальным правилом эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту (постановления от 2 февраля 1996 года N 4-П, от 3 февраля 1998 года N 5-П, от 5 февраля 2007 года N 2-П и др.).
Европейский Суд по правам человека признал, что при определенных обстоятельствах правовая определенность может быть нарушена для исправления "существенного нарушения" или "судебной ошибки" (пункт 35 постановления от 23 июля 2009 г. по делу "Сутяжник против Российской Федерации").
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Таким образом, в отношении любого судебного акта, в том числе вступившего в законную силу, должна допускаться возможность пересмотра, если в ходе производства по административному делу были допущены такие фундаментальные нарушения, которые свидетельствуют о нарушении прав и свобод человека, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, а также повлекли нарушение единства судебной практики.
В целях обеспечения гарантий законности и обоснованности судебных актов законодательством об административном судопроизводстве предусмотрены процедуры пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в кассационном порядке (глава 35 КАС РФ РФ), в порядке надзора (глава 36 КАС РФ), по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (глава 37 КАС РФ), которые призваны обеспечить исправление судебных ошибок, допущенных судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела.
Вместе с тем в настоящее время у Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителей отсутствует право инициировать пересмотр судебных актов по собственной инициативе в случае, когда в ходе производства по делу судами были допущены фундаментальные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных актов и лишили участников спора возможности осуществления прав, гарантированных Кодексом, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда, либо существенно ограничили эти права.
Отсутствие такого правомочия у названных должностных лиц означает, что вопреки правилу об эффективном восстановлении в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости, допущенная судебная ошибка не может быть исправлена без обращения участников судопроизводства в вышестоящую инстанцию и ошибочный судебный акт будет исполняться в установленном законом порядке, если по тем или иным причинам заинтересованные лица не обратились за защитой своих прав в вышестоящие инстанции.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается расширить полномочия Председателя Верховного Суда Российской Федерации и его заместителей, предоставив им право в особых (исключительных) случаях инициировать пересмотр вступивших в законную силу судебных актов при наличии фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлекли неправосудность вынесенных судебных актов и лишили участников спора возможности осуществления в том числе конституционных прав.
При этом для возбуждения надзорного производства в данном случае не требуется обращения к указанным должностных лицам заинтересованных лиц, поскольку в данном случае целью пересмотра является выполнение публичных функций государства посредством исправления судебной ошибки. В таких случаях поводом к внесению представления о пересмотре дела в Президиум Верховного Суда Российской Федерации может стать ошибка, выявленная в ходе проведенного изучения и обобщения Верховным Судом Российской Федерации материалов судебной практики, информация из общедоступных источников, в том числе средств массовой информации, и т.п.
В указанных случаях Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместитель вправе истребовать любое административное дело для разрешения вопроса о передаче его для рассмотрения Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Однако в соответствии с законопроектом в целях обеспечения стабильности материальных правоотношений возможность реализации данного правомочия ограничивается определенным сроком - внесение представления возможно в течение трех лет с момента вступления в законную силу вынесенных по делу судебных актов.
Наделение названных должностных лиц правом внесения представления в Президиум Верховного Суда Российской Федерации при наличии установленных законом оснований и в установленные законом сроки является дополнительной мерой, которая позволит в исключительных случаях исправлять судебные ошибки и восстанавливать права и свободы участников административного судопроизводства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 333 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 333 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 333 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 333 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не потребуется признание утратившими силу, приостановление, изменение, дополнение или принятие актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.