Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1119011-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение подпунктов "у" и "ф" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" и поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2013 г. N ВС-П4-622.
Законопроект направлен на совершенствование системы размещения судебных решений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и обеспечение доступа к этим решениям, а также на совершенствование правового регулирования порядка трансляции судебных заседаний с использованием сети "Интернет".
В настоящее время требует решения вопрос о соотношении положений законодательства о персональных данных и законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации.
Так, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Федеральный закон "О персональных данных") его действие не распространяется на отношения, возникающие при предоставлении уполномоченными органами информации о деятельности судов в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
Вместе с тем часть 3 статьи 15 указанного Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" исходит из общего принципа недопустимости разглашения персональных данных участников судопроизводства и необходимости их исключения из текстов судебных решений при их обнародовании, а также при распространении информации о деятельности судов в иных формах.
Ввиду изложенного представляется целесообразным законодательно определить условия применения указанных федеральных законов в сфере правосудия.
Пунктом 3 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" установлено, что обработка персональных данных допускается без согласия субъекта этих данных в том случае, если это необходимо для осуществления правосудия либо исполнения судебного акта. Аналогичные положения содержатся в пункте 6 части 2 статьи 10 и в части 2 статьи 11 Федерального закона "О персональных данных".
Однако понятие "осуществление правосудия" в указанном Федеральном законе не раскрывается.
В связи с этим законопроектом предлагается уточнить, что обработка персональных данных допускается без согласия субъекта персональных данных в том случае, если лицо является участником конституционного, уголовного, административного и гражданского судопроизводства, судопроизводства в арбитражных судах.
Статьей 5 законопроекта предлагается внести изменения в статью 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 262-ФЗ), направленные на установление единого порядка размещения всех судебных актов в сети "Интернет".
Кроме того, указанный Федеральный закон предлагается дополнить статьей 15.1 "Особенности трансляции судебных заседаний по радио, телевидению и в сети "Интернет".
К таким особенностям относятся: проведение трансляции с разрешения суда или по его инициативе, соблюдение требований процессуального законодательства, обеспечение интересов правосудия и безопасности участников судопроизводства, предотвращение разглашения конфиденциальной информации.
В сети "Интернет" могут осуществляться прямые, отсроченные и частичные трансляции судебного заседания. Вид трансляции определяется судом с учетом соблюдения интересов правосудия, обеспечения безопасности участников судопроизводства, предотвращения разглашения информации, отнесенной в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.
Например, использование отсроченной или частичной трансляции судебного заседания позволит исключить возможность доступа недопрошенных свидетелей к просмотру открытого судебного заседания в сети "Интернет" (статья 163 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 части второй статьи 153 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Не подлежат трансляции в сети "Интернет" закрытые судебные заседания, а также судебные заседания, связанные с рассмотрением тех дел, решения по которым не могут быть размещены на официальном сайте суда.
Порядок организации и проведения трансляции судебных заседаний в сети "Интернет" определяется в пределах своих полномочий Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом предлагается внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, направленные на установление единых принципов проведения трансляции судебных заседаний в сети "Интернет".
В частности, предлагается установить, что судебное разбирательство проводится в условиях, обеспечивающих надлежащий порядок в судебном заседании и безопасность участников процесса. Действия лиц, присутствующих в зале судебного заседания и осуществляющих разрешенные судом фото- и киносъемку, видеозапись, трансляцию судебного заседания по радио, телевидению и в сети "Интернет", не должны мешать порядку в судебном заседании. Эти действия могут быть ограничены судом во времени и должны осуществляться на указанных судом местах в зале судебного заседания и с учетом мнения лиц, участвующих в деле.
При проведении трансляции судебного заседания по радио, телевидению или в сети "Интернет" в протоколе судебного заседания указывается наименование средства массовой информации или сайта в сети "Интернет", посредством которого осуществлялась трансляция.
При этом положения законопроекта носят диспозитивный характер и предусматривают, что трансляция судебного заседания может быть организована судом при наличии для этого технической возможности в данном суде.
Порядок размещения судебных актов в сети "Интернет", а также сроки хранения судебных актов в информационной системе суда определяют в пределах своих полномочий Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией законопроекта, будет осуществлено в пределах установленной штатной численности органов судебной системы и не повлечет выделения дополнительных ассигнований федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", будет осуществлено за счет средств, предусмотренных федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1406, и не повлечет выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуется принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.