Досье на проект федерального закона
Согласно Федеральному закону "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" (далее - Закон):
- Операторы связи будут обязаны хранить на территории Российской Федерации текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные сообщения пользователей услугами связи - до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки;
- Организатор распространения информации в сети "Интернет" будет обязан хранить на территории Российской Федерации:- текстовые сообщения пользователей сети "Интернет", голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения пользователей сети "Интернет" до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки.
В соответствии с принятым Законом, данные положения вступят в силу с 1 июля 2018 года, что представляется излишне коротким переходным периодом для реализации столь масштабных и технически сложных задач, требующих больших вложений со стороны игроков рынка.
Как сообщалось в открытом письме крупнейших операторов связи РФ ("Мегафон", МТС, "Вымпелком" и Теlе2), только на организацию хранения содержания сообщений потребуется свыше 2,2 трлн рублей. При этом основная часть затрат не зависит от срока хранения информации, поскольку связана с созданием системы управления и поиска данных, системы идентификации сообщений, глобальной модернизации сетей.
Итогом может стать резкий рост тарифов национальных операторов на услуги связи для российских потребителей, вызванный необходимостью компенсации очень быстрого роста вложений на расширение систем хранения данных. Так, глава Минкомсвязи Николай Никифоров прогнозирует возможность подорожания услуг связи на 300 процентов в свете принятых сжатых сроков для перехода на новый режим функционирования для российских операторов связи.
О подорожании услуг связи минимум в два раза предупредили и сами представители крупнейших сотовых операторов. По оценкам Теlе2, "МегаФона" и "ВымпелКома", цены могут увеличиться по меньшей мере в два раза из-за необходимости хранения информации о коммуникации абонентов. При этом стоит отметить, что отсутствие симметричных требований к иностранным операторам, которые сейчас в меньшей степени представлены в России, может привести к существенному укреплению их позиций в ущерб национальным игрокам на российском рынке связи.
Как указывают операторы связи, они будут находиться в налоговом убытке в течение нескольких лет, что повлечет потери бюджета в сотни миллиардов рублей и остановит инновационное развитие отрасли связи. Прибыль от продажи оборудования хранения данных будет находиться у иностранных производителей, которые не уплачивают российский налог на прибыль.
Помимо значительных финансовых затрат, предусмотренных в весьма короткий промежуток времени, стоит учитывать и техническую сложность поставленной задачи, включающей в себя создание принципиально новой инфраструктуры связи, аналога которой пока нет ни в одной стране мира. На каждой из многочисленных точек приема информации, как на входе, так и на выходе, будет необходимо установить съемник информации для записи и отправки ее в место хранения с оцифровкой и записью звонков аналоговых линий операторов фиксированной связи.
И хотя Закон действительно формирует беспрецедентный по объему заказ, который действительно мог бы дать толчок развитию отечественной промышленности, по данным, озвученным МЭР, сейчас производителей, равно как и необходимых мощностей для выполнения этого заказа, просто нет. И на их создание потребуется значительное время.
Сохранение в Законе двухлетнего переходного периода может привести к вынужденному размещению столь масштабного и стратегически важного заказа на зарубежных площадках, что не только снижает возможный синергетический эффект для российской промышленности от принятых поправок, но и противоречит поручению Президента РФ, предусматривающему хранение данных с использованием российского оборудования и российского программного обеспечения.
Значительные затраты понесут и операторы сети Интернет. Для выполнения требований Закона в области сохранения информации в сети "Интернет" необходимо создание новых дата-центров, которых сейчас в достаточном количестве в России нет. По итогам 2015 г., количество серверных стоек в российских центрах обработки данных составило 27 800 (данные iKS-Consulting), а уже к 2018 году для реализации требования Закона их численность нужно будет увеличить в 2 раза с сопутствующим формированием новых обширных каналов для передачи и обработки информации. При этом, в среднем срок строительства дата-центра составляет не менее трех-четырех лет, то есть в любом случае он превышает установленный Законом переходный период.
Кроме того, пункт 4.1 статьи 15 Закона обязывает "организатора распространения информации в сети "Интернет"" "при использовании для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети "Интернет" дополнительного кодирования электронных сообщений и (или) при предоставлении пользователям сети "Интернет" возможности дополнительного кодирования электронных сообщений представлять в федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности информацию, необходимую для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений", - что, как правило, является технически неосуществимым. Большая часть компаний, использующих шифрование приложений, хранит все ключи на компьютерах конечных клиентов, и отдавать эти ключи компании не имеют возможности в силу отсутствия какого-либо доступа к ним.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт 4.1 статьи 15 Закона" следует читать "пункт 4.1 проектируемой статьи 10.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
На основании изложенного, настоящим законопроектом предлагается перенести дату вступления Закона в силу с 1 июля 2018 года до 1 июля 2023 года.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности"
В связи с принятием данного проекта федерального закона не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.