Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1153276-6 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект закона направлен на изменение периода финансового года "с 1 января по 31 декабря" на "1 октября по 30 сентября" для повышения уровня исполнения федерального бюджета и эффективности использования бюджетных средств.
В 2015 году процент исполнения бюджетных ассигнований находился на уровне 83%. Наибольший объем неисполненных бюджетных ассигнований сложился по следующим главным распорядителям: Минфину России (108,3 млрд руб.), Росавиации (15,9 млрд руб.), Роскосмосу (13,7 млрд руб.), Росавтодору (13,5 млрд руб.), Минсельхозу России (11,0 млрд руб.), Минздраву России (7,2 млрд. руб.), Минобрнауки России (2,7 млрд руб.), Роструду (2,6 млрд руб.), Минэкономразвития России (2,5 млрд. руб.), Минстрою России (1,6 млрд руб.).
Аналогичная ситуация складывается и по объему остатков по субсидиям на счетах субъектов Российской Федерации. Только по Росавтодору такой объем составил 29,5 млрд руб. в 2015 г. (56,2% общего объема остатков неиспользованных субсидий).
Исполнение расходов федерального бюджета не в полном объеме обусловлено прежде всего несвоевременной подготовкой и утверждением проектно-сметной документации на объекты строительства, несвоевременным проведением конкурсных процедур и ненадлежащим качеством планирования.
Исполнение федерального бюджета также характеризуется неравномерностью распределения контрольных событий, кассового исполнения расходов федерального бюджета в течение финансового года, низкой эффективностью реализации ряда госпрограмм и высоким уровнем дебиторской задолженности по расходам.
Так, из 110 контрольных событий, предусмотренных в детальном плане-графике реализации Государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" на 2014 год, сроки реализации 76 контрольных событий (или 68,5%) установлены в декабре 2014 года, в том числе по ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" - ключевое событие "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км завершено", дата - IV квартал 2014 года, когда уже нецелесообразно проводить никаких строительных и ремонтных работ дорожного покрытия из-за плохих погодных условий в России.
Процент исполнения целевых показателей по ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" - 57,1% в 2014 г. По указанной ФЦП не достигнуты значения 3 показателей из 7 (или 42,9%), в том числе: не построено и реконструировано 269,4 км автомобильных дорог регионального, межмуниципального значения, предусматривающих федеральное софинансирование; прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных круглогодичной связью по дорогам с твердым покрытием в 2014 году, составил 136 единиц (план - 282 единицы).
Согласно заключению Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении Федерального бюджета за 2014 г., одной из причин формирования значительного объема дебиторской задолженности по расходам инвестиционного характера по Росавтодору является перечисление средств субъектам Российской Федерации в конце финансового года.
Так, по ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" Росавтодором в декабре 2014 года предоставлено в рамках субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий подпрограммы "Автомобильные дороги" 36 634,4 млн руб. (57% утвержденного объема субсидий на 2014 год).
Кроме того, Росавтодором в 2014 году были предоставлены субъектам Российской Федерации субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в объеме 46 800,3 млн руб., из них в декабре - 25 342,1 млн руб. (54,1%). Расходование субъектами Российской Федерации указанных средств субсидий составило 30 315,7 млн руб. (64,8%), большая часть из которых, как представляется авторам законопроекта, была расходована за счет заключения фиктивных контрактов с коррупционной составляющей, так как в декабре месяце вряд ли возможно проводить строительные и ремонтные работы дорожного полотна.
Предоставление средств федерального бюджета в конце финансового года повлекло срыв сроков ввода в эксплуатацию автомобильных дорог регионального и местного значения, а также сказалось на качестве их ремонта.
Для повышения темпов дорожного строительства и повышения качества ремонтных работ, предлагается изменить дату начала финансового года на "1 октября", что позволит государственным заказчикам в I квартале завершить все конкурсные процедуры по заключению контрактов с подрядчиками, главным распорядителям довести до государственных заказчиков бюджетные ассигнования, а во II и III кварталах уже приступить к выполнению строительных и ремонтных работ дорожного полотна, в наиболее благоприятное для этого время года (весна-лето).
В целях реализации указанного положения предлагается изложить статью 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации в следующей редакции: "Финансовый год длится с 1 октября по 30 сентября.".
Сдвиг финансового года на 3 месяца предполагает изменение и других статей Бюджетного кодекса Российской Федерации:
1) в пункте 1 "Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете" статьи 5 "Действие закона (решения) о бюджете во времени" слова "с 1 января и действует по 31 декабря" заменить словами "с 1 октября и действует по 30 сентября";
2) в пункте 8 "В случае, если не позднее 1 октября текущего финансового года законом субъекта Российской Федерации принято решение об отказе, полностью или частично, от получения в очередном финансовом году дотаций из федерального бюджета, ограничения и меры, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами, в очередном финансовом году в отношении данного субъекта Российской Федерации применяются исходя из расчетного сокращения доли дотаций из федерального бюджета в собственных доходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, определенного им путем отнесения к одному или распределения между несколькими из трех последних финансовых лет общей величины уменьшаемых дотаций в очередном финансовом году." статьи 130 "Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета" слова "1 октября" заменить словами "1 июля";
3) в абзаце седьмом "верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода)." пункта 3 статьи 174 "Среднесрочный финансовый план муниципального образования" слова "1 января" заменить словами "1 октября";
4) в пункте 2 "Федеральные законы, предусматривающие внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, принятые после дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны содержать положения о вступлении в силу указанных федеральных законов не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.
Законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие внесение изменений в законодательство субъекта Российской Федерации о налогах и сборах, принятые после дня внесения в законодательный (представительный) орган проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны содержать положения о вступлении в силу указанных законов субъекта Российской Федерации не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом.
Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие внесение изменений в нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования о налогах и сборах, принятые после дня внесения в представительный орган проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должны содержать положения о вступлении в силу указанных нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом." статьи 174.1 "Прогнозирование доходов бюджета" слова "1 января" заменить словами "1 октября";
5) в абзаце десятом пункта 3 "верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и (или) верхний предел государственного внешнего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), с указанием в том числе верхнего предела долга по государственным или муниципальным гарантиям;" статьи 184.1 Глава 21. ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ БЮДЖЕТОВ "Общие положения" слова "1 января" заменить словами "1 октября";
6) в абзаце восьмом "верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), и (или) верхний предел государственного внешнего долга на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода;" статьи 184.2 "Документы и материалы, представляемые одновременно с проектом бюджета" слова "1 января" заменить словами "1 октября";
7) в пункте 2 "Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения, определенный законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, должен предусматривать вступление в силу закона (решения) о бюджете с 1 января очередного финансового года, а также утверждение указанным законом (решением) показателей и характеристик (приложений) в соответствии со статьей 184.1 настоящего Кодекса." статьи 187 "Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете, бюджете государственного внебюджетного фонда и их утверждения" слова "1 января" заменить словами "1 октября";
8) В статье 192 "Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу":
а) в абзаце первом пункта 1 "Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября* текущего года." слова "1 октября" заменить словами "1 июня";
б) в абзацах шестнадцатом-семнадцатом "верхним пределом государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, по видам долговых обязательств и с разбивкой по отдельным государствам;" "верхним пределом и проектом структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода;" пункта 4 слова "1 января" заменить словами "1 октября";
в) в абзаце первом пункта 7 "Центральный банк Российской Федерации не позднее 1 октября текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период." слова "1 октября" заменить словами "1 июня";
9) в абзаце первом пункта 1 "Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 1 октября текущего года." статьи 194 "Принятие к рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой" слова "1 октября" заменить словами "1 июня";
10) в абзаце шесть пункта 2 "верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, и верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода;" статьи 199 "Предмет первого чтения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период" слова "1 января" заменить словами "1 октября";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "в абзаце шесть пункта 2" следует читать "в абзаце семь пункта 2"
11) в статье 242 "Завершение текущего финансового года":
а) в абзаце первом пункта 1 "Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи." слова "31 декабря" заменить словами "30 сентября";
б) в абзаце первом пункта 3 "Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря." слова "31 декабря" заменить словами "30 сентября";
в) в абзаце первом пункта 5 "Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года." слова "1 января" заменить словами "1 октября";
г) в пункте 8 "Остатки средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) в иностранной валюте, образовавшиеся на 1 января текущего финансового года на счетах, открытых соответствующему финансовому органу в уполномоченной организации или другой специализированной организации, выполняющей функции генерального агента (агента) Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по обслуживанию государственных внешних долговых обязательств, не подлежат перечислению на единый счет соответствующего бюджета и используются в первой декаде января текущего финансового года для осуществления кассовых выплат." слова "января" заменить словами "октября";
12) в пункте 3 "Предварительная информация об остатках средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 31 декабря отчетного финансового года представляется Министерством финансов Российской Федерации в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета, не позднее 1 марта текущего финансового года." статьи 264.10 "Представление годового отчета об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу":
а) слова "31 декабря" заменить словами "30 сентября";
б) слова "1 марта" заменить словами "1 декабря";
13) в пункте 3 "Государственная Дума рассматривает федеральный закон об исполнении федерального бюджета не позднее 1 октября текущего года." статьи 264.11 "Рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственной Думой" слова "1 октября" заменить словами "1 июня".
Таким образом, реализация настоящего законопроекта приведет к равномерному кассовому исполнению расходов федерального бюджета в течение года, как в целом, так и по отдельным государственным программам, позволит повысить уровень исполнения федерального бюджета, снизить объемы остатков по субсидиям на счетах субъектов Российской Федерации на конец года, а также повысить эффективность реализации государственных программ (в том числе за счет ввода в эксплуатацию большего количества километров как федеральных дорог, так и дорог регионального и местного значения).
В качестве ключевых показателей по оценке социально-экономических и бюджетных эффектов в случае принятия законопроекта могут быть использованы: "Увеличение процента исполнения бюджетных ассигнований на 10 п. п. в 2019 г., до 93%", "Снижение объема остатков по субсидиям на счетах субъектов Российской Федерации на 20 млрд. руб.", "Увеличение процента исполнения целевых показателей государственных программ до 90-95%, в том числе по ФЦП "Развитие транспортной системы России" до 95% в 2019 г." и др.
Финансовый год, согласно предлагаемым выше изменениям, начнется с 1 октября 2018 года.
_____________________________
* В данном случае срок сдвигается, от установленного в законе, не на 3 месяца, а на 4.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" не потребует принятия, приостановления, внесения изменений либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.