Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 269542-6 "О Родовых усадьбах",
внесенному депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым и другими
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроект регулирует отношения, связанные с созданием гражданами Российской Федерации Родовых усадеб, что потребует внесения существенных изменений в законодательство Российской Федерации. Так, в связи с предложением проекта о предоставлении гражданам земельных участков для обустройства Родовых усадеб на праве постоянного (бессрочного) пользования, (статья 2 проекта) и возможностью распоряжения такими земельными участками (часть 1 статьи 4 проекта), обращаем внимание на то, что Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предоставление земельных участков гражданам на указанном праве не допускается и они не вправе ими распоряжаться (статья 20 Земельного кодекса). Аналогичное замечание относится и к предоставляемой проектом возможности распоряжения земельным участком, предоставленным на праве пожизненного наследуемого владения (см. статью 21 Земельного кодекса).
Проектируемая статья 3 проекта нуждается в согласовании со статьями 237, 243 и 279 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 50 Земельного кодекса в части установленного проектом запрета на изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных гражданам для обустройства Родовых усадеб, конфискацию и обращение взыскания по долгам гражданина, обустраивающего Родовую усадьбу. Положения проекта о принудительном прекращении прав на земельные участки Родовой усадьбы (статья 3 и статья 4 проекта) также нуждаются в согласовании с положениями статей 44 и 45 Земельного кодекса. Кроме того, следует учесть, что принудительное прекращение прав на земельные участки рассматривается земельным законодательством в качестве санкции за совершение земельных правонарушений.
Предоставляемое проектом право осуществления на земельном участке, обустраиваемом в качестве Родовой усадьбы, лесоводства, рыбоводства (статья 5 проекта) следует соотнести с правилами предоставления гражданам прав на лесные участки и правилами осуществления рыбоводства, установленными соответственно в Лесном кодексе Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) и в Федеральном законе от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и о сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве). Так, например, право возведения на земельном участке, обустраиваемом в качестве Родовой усадьбы, капитальных строений нуждается в обсуждении с учетом положений статьи 21 Лесного кодекса. В отношении возможности осуществления рыбоводства на указанном земельном участке, следует иметь в виду, что Законом о рыболовстве в настоящее время предусмотрена возможность осуществления лишь товарного рыбоводства, относящегося к предпринимательской деятельности (см. статью 1 Закона о рыболовстве).
В связи с положением части 3 статьи 5 проекта, согласно которому "продукция, произведенная на земельных участках, используемых гражданами для обустройства Родовых усадеб, не облагается никакими налогами", обращаем внимание на то, что согласно статьям 1 и 56 Налогового кодекса Российской Федерации установление преимуществ одним категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками, выражающееся в возможности не платить налоги или платить их в меньшем размере, допускается только законодательством о налогах и сборах, к которому проектируемый закон не относится.
В статье 6 законопроекта предусматривается по принятому на сходе граждан решению создание поселения Родовых усадеб, являющегося населенной территорией, правовое положение которой определяется "настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации о Родовых усадьбах". В связи с этим, обращаем внимание на то, что названный вид муниципального образования не предусмотрен Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об организации местного самоуправления). При этом следует учесть, что сход граждан может проводиться только в муниципальном образовании (статья 25 Закона об организации местного самоуправления). Кроме того, следует уточнить, о каких "уполномоченных" и "компетентных" органах идет речь в частях 2 и 4 статьи 6 и частях 2 - 4 статьи 9 законопроекта.
Проектируемая часть 3 статьи 7 проекта нуждается в дополнительном обсуждении с учетом требований по охране земель, установленных Земельным кодексом, требований к обращению с отходами производства и потребления, установленными Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.