Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
по проекту федерального закона N 930025-6 "О внесении изменения в статью 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации",
внесенному Правительством Российской Федерации
(1 чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрел проект федерального закона N 930025-6 "О внесении изменения в статью 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2015 г. N 9-П, которым признан не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт 5 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в той мере, в какой содержащееся в нем положение не обеспечивает согласованность организационных условий осуществления полномочий судьи, назначенного во время рассмотрения им уголовного дела на должность судьи в другой суд, с обусловленным Конституцией Российской Федерации требованием Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении уголовного дела неизменным составом суда.
В указанных целях предлагается дополнить статью 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" новым пунктом 5.1, закрепив полномочие судьи, назначенного в другой суд, продолжить (окончить) рассмотрение дела, начатого с его участием, если производство по нему не приостановлено в установленном федеральным законом порядке.
По мнению авторов законопроекта, предлагаемое изменение позволит снять неопределенность в вопросе о возможности продолжения рассмотрения уголовного дела по существу судьей, назначенного во время его рассмотрения на должность судьи в другой суд.
Поддерживая общую концепцию проекта федерального закона, Комитет отмечает, что ввиду необходимости внесения изменений в правое регулирование указанных отношений, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, требуется более детальная проработка основания и порядка вступления судьи в должность в случае его назначения в другой суд и прекращения им полномочий по прежнему месту работы в рамках согласования указанных положений с нормами процессуального законодательства, гарантирующими неизменность состава суда при рассмотрении конкретного дела.
При этом следует отметить, что предлагаемыми законопроектом изменениями будут затронуты не только отношения, возникающие в рамках уголовного процесса, но и аналогичные нормы гражданского и арбитражного судопроизводства.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения также не регламентируют ситуацию, когда однозначное решение вопроса о продолжении рассмотрения начатого дела судьей, назначенным в другой суд, будет не отвечать интересам правосудия с точки зрения невозможности осуществления своих полномочий судьей в суде по месту назначения, как и рассмотрение указанным судьей дела на начальной стадии в случаях, когда характер дела может свидетельствовать о его длительном рассмотрении в суде по его прежнему месту работы.
Также представляется целесообразным при подготовке ко второму чтению предусмотреть нормативное решение вопросов о возможности или запрете для судьи рассматривать иные дела, к примеру, с заведомо меньшим сроком, чем в суде по прежнему его месту работы, в случае продолжения рассмотрения им определенного дела, либо в суде по месту нового назначения, в частности, в случае его нахождения на значительном расстоянии, в том числе в другом субъекте Российской Федерации.
Помимо этого в целях соблюдения организационных условий и гарантий осуществления полномочий судьи, назначенного на должность в другой суд и продолжающего рассматривать начатое с его участием дело, следует предусмотреть порядок финансирования и осуществления такому судье выплат ежемесячного денежного вознаграждения и соответствующих иных видов материального обеспечения судей, а также возможность осуществления им иных функций в назначенном ему суде, например, при назначении на должность председателя районного суда.
По законопроекту имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы с замечаниями правового и юридико-технического характера, которые могут быть учтены при его подготовке ко второму чтению.
Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Утверждено на заседании Комитета " " декабря 2015 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.