Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 916396-6 "О внесении изменений в статьи 17 и 68 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 7 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части предоставления права органам местного самоуправления учреждать сетевые издания), внесенный Законодательным Собранием Ленинградской области
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 30 ноября 2015 года (протокол N 268, пункт 86) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 916396-6 "О внесении изменений в статьи 17 и 68 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 7 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части предоставления права органам местного самоуправления учреждать сетевые издания), внесенный Законодательным Собранием Ленинградской области.
Законопроектом предлагается внести изменение в часть 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) в части наделения органов местного самоуправления полномочием по учреждению не только печатного, но и сетевого средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации. Аналогичное изменение предлагается предусмотреть в отношении межмуниципальных организаций. Также законопроектом предлагается внести соответствующее изменение в часть первую статьи 7 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о средствах массовой информации), установив, что орган местного самоуправления может быть учредителем (соучредителем) средства массовой информации.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке законопроект разработан в целях снижения расходов органов местного самоуправления на официальное опубликование муниципальных правовых актов, а также в целях совершенствования федерального законодательства.
Вместе с тем, предлагаемые изменения пункта 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, наоборот, расширяют полномочия органов местного самоуправления в сфере учреждения средств массовой информации и устанавливают необходимость учреждения и печатного, и сетевого средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов и другой информации.
Кроме того, в соответствии с положениями статьи 2 Закона о средствах массовой информации под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Тем самым, предлагаемая авторами законодательной инициативы редакция части первой статьи 7 Закона о средствах массовой информации предоставляет органам местного самоуправления возможность по учреждению любого (не только печатного) средства массовой информации.
Таким образом, проектируемые изменения расширяют полномочия органов местного самоуправления и затрагивают все виды муниципальных образований, организационно-финансовые возможности которых различны. Указанная деятельность отнесена к полномочиям органов местного самоуправления и влечет за собой необходимость их исполнения, тем самым устанавливаются новые расходные обязательства.
При этом в соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации принимаемый закон, предусматривающий увеличение расходных обязательств публично-правовых образований (в том числе муниципальных образований) по существующим видам расходных обязательств либо введение новых видов расходных обязательств, которые до этого не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Однако в рассматриваемом законопроекте указанные требования законодательства не учтены.
Кроме того, содержание статей 1 и 2 законопроекта внутренне не согласовано и приведет к сложностям их правоприменения. Так, согласно статье 1 законопроекта учреждение печатного и сетевого средства массовой информации отнесено к полномочиям органов местного самоуправления и, тем самым, носит обязательный характер. Тогда как из содержания статьи 2 законопроекта усматривается лишь предоставление возможности (права) органам местного самоуправления учреждать любое средство массовой информации.
Также следует учитывать, что изначальная концепция пункта 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ заключается именно в обязательности учреждения печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов.
Так, в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов определяются уставом муниципального образования.
Вместе с тем, по смыслу ряда положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ подразумевается опубликование в печатном средстве массовой информации:
- итогов голосования и принятого на местном референдуме решения (статья 22);
- итогов муниципальных выборов (статья 23);
- итогов голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, итогов голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятых решений (статья 24);
- решений, принятых на сходе граждан (статья 25);
- результатов публичных слушаний (статья 28);
- муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (статья 47) и др.
При этом необходимо также учитывать, что положения ряда законодательных актов (часть 7 статьи 28, часть 6 статьи 29, часть 7 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и др.) предусматривают распространение определенной информации через сеть "Интернет" (помимо опубликования в печати). Такое распространение осуществляется путем размещения тех или иных сведений (данных) на официальных страницах (сайтах) органов власти. Однако анализ указанных законодательных актов позволяет сделать вывод о вспомогательном значении электронного способа распространения информации по отношению к печатному - размещение информации в сети "Интернет", равно как и в любом другом непечатном средстве массовой информации, в системе действующего правового регулирования лишь дополняет обычное опубликование (обнародование).
В качестве общего критерия общедоступности опубликования следует рассматривать доступность распространяемой информации без применения специальных технических средств. В настоящее время данному критерию сеть "Интернет", в частности, не отвечает. Тем самым полагаем, что муниципальные правовые акты, размещенные не в печатном средстве массовой информации, не могут считаться опубликованными, а в дальнейшем - и вступившими в силу.
Таким образом, полагаем, что актуальность вопроса, затрагиваемого авторами законопроекта, заслуживает внимания. Однако, поддерживая предлагаемые изменения статьи 68 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и статьи 7 Закона о средствах массовой информации, предлагаемая редакция пункта 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ требует корректировки. По мнению Комитета, целесообразнее рассмотреть вопрос о наделении органов местного самоуправления правом учреждения средства массовой информации с внесением изменений в соответствующие статьи Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. При этом пункт 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ оставить в действующей редакции.
Вместе с тем полагаем, что указанные замечания могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 916396-6 "О внесении изменений в статьи 17 и 68 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 7 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части предоставления права органам местного самоуправления учреждать сетевые издания) с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.