Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 802242-6 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений"
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Подготовленный ко второму чтению проект федерального закона, в части внесения изменений в Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон), содержит положения, в соответствии с которыми в число учреждений, сотрудники которых имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, включаются уголовно-исполнительные инспекции, а также положения об общих требованиях к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, основаниях и порядке их применения сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции.
Обращаем внимание, что Федеральным законом от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" была признана утратившей силу статья 2 "Задачи уголовно-исполнительной системы" Закона, в пункте 2 части первой которой содержалось распространяемое на все положения Закона сокращение "...в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - учреждения, исполняющие наказания)", которое ошибочно не было перенесено в какую-либо другую норму Закона.
Однако, исходя из названия Закона и его преамбулы, в соответствии с которой Закон определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему, для целей этого Закона в его положениях, в том числе в пункте 1 части первой статьи 5, под учреждениями, исполняющими наказания, понимаются учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы: исправительные колонии (колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима), воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения (лечебно-профилактические учреждения), следственные изоляторы, - а не все учреждения, исполняющие наказания.
Несмотря на то, что, уголовно-исполнительные инспекции являются учреждениями уголовно-исполнительной системы (часть четырнадцатая статьи 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), указанные учреждения исполняют наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, и их деятельность регулируется другими нормативными правовыми актами.
Учитывая изложенное, положения об основаниях и порядке применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций, из теста законопроекта, в части внесения изменений в Закон, следует исключить.
Между тем, поскольку при осуществлении сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций возложенных на них полномочий не исключены ситуации, требующие необходимости применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, полагаем возможным дополнить проект федерального закона самостоятельной статьей, распространив действие отдельных положений Закона на сотрудников уголовно-исполнительных инспекций с учетом особенностей организации деятельности таких учреждений и возложенных на них функций.
Проектная часть седьмая статьи 28 Закона предусматривает в качестве одного из оснований освобождения сотрудника уголовно-исполнительной системы от ответственности за вред, причиненный при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, признание правомерным их применение. При этом проект не содержит положений о порядке признания правомерным применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия или ссылки на порядок, установленный каким-либо нормативным правовым актом. Замечание аналогичного характера вызывает положение проектной части седьмой статьи 29 Закона о назначении и проведении проверки по каждому случаю, когда в результате применения сотрудником уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия были причинены телесные повреждения осужденным, лицам, заключенным под стражу и иным лицам либо наступила их смерть. По этим же основаниям не отвечает требованию определенности правовой нормы и положение проектного пункта 3 части третьей статьи 31 Закона о возможности применения наручников и иных средств ограничения подвижности к осужденным к пожизненному лишению свободы при их перемещении в случае, если они признаны представляющими опасность для окружающих.
Полагаем возможным объединить в одной норме с указанием соответствующих структурных единиц содержащиеся в проектных статьях 31 и 31.2 Закона определения понятий "вооруженное сопротивление" и "вооруженное сопротивление и вооруженное нападение", поскольку по своему содержанию они практически идентичны.
На наш взгляд, следует расширить перечень транспортных средств, в отношении которых не допускается применение средств принудительной остановки транспорта (пункт 3 части второй проектной статьи 31.1 Закона), как это предусмотрено пунктом 3 части 2 статьи 22 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", регулирующей аналогичные вопросы.
Обращаем внимание, что порядок применения огнестрельного оружия устанавливается проектными статьями 29 и 31.2 Закона, в связи с чем из текста проектной части третьей статьи 31.2 Закона следует исключить положение об определении порядка применения огнестрельного оружия соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Проект федерального закона необходимо дополнить статьей 3 следующего содержания:
Статья 3
Пункт 11 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3613) признать утратившим силу.
Замечания лингвистического и юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.