Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 15459-7 "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - законопроект) разработан в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
В основу расчета тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов положен базовый вариант основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2019 года, разработанный Минэкономразвития России, показатели отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) за 2015 год, а также данные Фонда о расходах на обеспечение по страхованию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в разрезе видов экономической деятельности за 2015 год.
При подготовке законопроекта использованы следующие основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2019 года:
фонд заработной платы: на 2016 год - 19 565 млрд. руб., на 2017 год - 20 476 млрд. руб., на 2018 год - 21 637 млрд. руб. и на 2019 год - 22 737 млрд. руб.;
номинальная начисленная среднемесячная заработная плата:
на 2016 год - 36 563 руб., на 2017 год - 38 434 руб., на 2018 год - 40 796 руб., на 2019 год - 43 100 руб.;
индекс потребительских цен: на 2016 год - 105,8%, на 2017 год - 104,0%, на 2018 год - 104,0%, на 2019 год - 104,0%.
В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2019 года темп роста по годам фонда заработной платы, на основе которого производится расчет прогнозных показателей доходов от поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 - 2019 годы, превышает темпы роста индекса потребительских цен, который применяется при индексации размеров страховых выплат.
Законопроектом устанавливается, что в 2017 году и в плановом периоде 2018 и 2019 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Законопроектом также предусматривается, что страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом N 125-ФЗ.
При этом сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавших в 2016 году, - 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (от 0,2 до 8,5 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования) в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.
В целях стимулирования работодателей активнее включать инвалидов в трудовой процесс сохраняется существующая с 2001 года льгота по уплате страховых взносов на данный вид страхования, которая предусматривает, что организации любых организационно-правовых форм, а не только организации, входящие в состав общественных общероссийских организаций инвалидов, уплачивают указанные страховые взносы в размере 60 процентов размеров страховых тарифов, установленных статьей 1 законопроекта, к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II и III групп.
Статьей 2 законопроекта предусматривается указанную льготу в 2017 году и в плановый период 2018 и 2019 годов, так же как и в 2016 году, распространить на индивидуальных предпринимателей, использующих труд инвалидов.
Действующие подходы при расчете и установлении страховых тарифов базируются на принципе эквивалентности обязательств страхователей и страховщика, то есть величина всех страховых взносов должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим на производстве.
Общая сумма затрат на выполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом N 125-ФЗ, в 2017 году составит 94,5 млрд. рублей, в 2018 году - 98,8 млрд. рублей, в 2019 году - 103,3 млрд. рублей и включает расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы по доставке и пересылке страховых выплат, расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, расходы на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и другие расходы.
При расчете расходов на единовременные страховые выплаты учтены максимальные размеры, из которых исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности (в 2017 году - 94,0 тыс. рублей, в 2018 году - 97,8 тыс. рублей и в 2019 году - 101,7 тыс. рублей), а также размер единовременной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного (в 2017 - 2019 годах - 1 млн. рублей).
Законопроектом предусмотрены ассигнования на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за вычетом расходов, произведенных страхователем в предшествующем календарном году на выплату обеспечения по страхованию).
При расчете расходов на ежемесячные страховые выплаты предусмотрена индексация размера этих выплат в соответствии с индексом потребительских цен в 2017 году - 1,04, в 2018 году - 1,04, в 2019 году - 1,04.
В 2017 году и в плановом периоде 2018 и 2019 годов при сохранении таких же, как и в 2016 году, размеров страховых тарифов по классам профессионального риска средний страховой тариф по видам экономической деятельности составит 0,51 процента к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, и включаются в базу для начисления страховых взносов на данный вид страхования. При этом поступление страховых взносов (с учетом недоимки, включая пени и штрафы) составит в 2017 году 102,9 млрд. рублей, в 2018 году - 108,7 млрд. рублей, в 2019 году - 114,2 млрд. рублей, что достаточно для обеспечения в полном объеме выплат по страхованию и финансирования Фондом других расходов, предусмотренных законодательством.
Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расчет суммы страховых взносов на данный вид страхования в 2017 - 2019 годах приведен в прилагаемом к законопроекту финансово-экономическом обосновании.
Принятие данного законопроекта не потребует выделения средств из федерального бюджета.
Предлагаемые законопроектом нормы не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
I. Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов
|
Единица измерения |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Общегосударственные вопросы |
тыс. рублей |
11 328 611,5 |
11 043 914,5 |
10 860 875,9 |
Международные отношения и международное сотрудничество |
тыс. рублей |
3 796,9 |
3 864,4 |
3 999,4 |
Обеспечение реализации международных обязательств Российской Федерации в рамках подпрограммы "Обеспечение выполнения полномочий Фонда социального страхования Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
3 796,9 |
3 864,4 |
3 999,4 |
Другие общегосударственные вопросы |
тыс. рублей |
11 324 814,6 |
11 040 050,1 |
10 856 876,5 |
Аппараты органов управления государственных внебюджетных фондов |
тыс. рублей |
11 050 648,6 |
10 890 861,5 |
10 856 876,5 |
Создание объектов социального и производственного комплексов, в том числе объектов общегражданского назначения, жилья, инфраструктуры, в рамках подпрограммы "Обеспечение выполнения полномочий Фонда социального страхования Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
274 166,0 |
149 188,6 |
0,0 |
Образование |
тыс. рублей |
43 790,6 |
42 393,0 |
41461,3 |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации |
тыс. рублей |
43 790,6 |
42 393,0 |
41461,3 |
Социальная политика |
тыс. рублей |
83 116 931,3 |
87 666 146,7 |
92 424 081,3 |
Социальное обеспечение населения |
тыс. рублей |
82 649 971,2 |
87 211 816,1 |
91 953 013,9 |
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках подпрограммы "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
2 609 727,3 |
2 774 132,0 |
2 929 493,7 |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпрограмма "Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан"
Общее число дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями в году (на уровне ожидаемого значения 2016 года) |
тыс. дней |
2 861,7 |
2 861,7 |
2 861,7 |
Средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в году: средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в предшествующем году * коэффициент роста среднего размера дневного пособия с учетом коэффициента роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника за два предшествующих года в соответствии с основными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2019 года (средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в 2017 году рассчитан на основании среднего размера дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием, ожидаемого в 2016 году) |
рублей |
911,95 |
969,40 |
1 023,69 |
коэффициент роста среднего размера дневного пособия с учетом коэффициента роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы на одного работника за два предшествующих года |
|
1,061 |
1,063 |
1,056 |
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями в году: |
тыс. рублей |
2 609 727,3 |
2 774 132,0 |
2 929 493,7 |
средний размер дневного пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием в году * общее число дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями |
|
|
|
|
Единовременные страховые выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
2 148 323,0 |
2 168 295,8 |
2 189 067,3 |
средний размер единовременной страховой выплаты по страховым случаям с утратой трудоспособности в году: сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты в году * 0,43, где: |
рублей |
40 427,74 |
42 044,84 |
43 726,61 |
сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты в году: сумма, из которой исчислялся размер единовременной страховой выплаты в предыдущем году * индекс потребительских цен в году по отношению к предыдущему году, при этом: |
рублей |
94 018,00 |
97 778,70 |
101 689,80 |
сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты в 2016 году равна 90 401,9 рублей (в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 363-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год") |
|
|
|
|
индекс потребительских цен в соответствии с базовым вариантом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2019 года |
|
1,040 |
1,040 |
1,040 |
0,43- коэффициент, отражающий отношение среднего размера единовременной страховой выплаты к сумме, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты (на уровне значения за I полугодие 2016 г.) |
|
|
|
|
Число единовременных страховых выплат в году: на уровне ожидаемого значения за 2016 год. |
выплат |
14 000 |
14 000 |
14 000 |
В том числе, число единовременных выплат по страховым случаям со смертельным исходом в году с учетом числа лиц, имеющих право на их получение (на основании данных за 2015 г.) Рассчитано по формуле: 2198 - (2198 * 25%) = 1649, где 2198 - число случаев со смертельным исходом в 2015 году; 25% - прогнозируемый процент случаев, по которым не будет осуществляться выплата в связи с отсутствием иждивенцев (на основании данных за 2015 год) |
случаев |
1649 |
1649 |
1649 |
Размер единовременной страховой выплаты, выплачиваемой лицам, имеющим право на их получение при страховом случае со смертельным исходом |
рублей |
1 000 000 |
1 000 000 |
1 000 000 |
Средний размер единовременной страховой выплаты с учетом страховых случаев со смертельным исходом в году (сумма расходов на единовременные страховые выплаты в году / число единовременных страховых выплат с учетом числа лиц, имеющих право на их получение, в году) |
рублей |
153 451,64 |
154 878,27 |
156 361,95 |
Сумма ассигнований на единовременные страховые выплаты в году (средний размер единовременной страховой выплаты в году * число единовременных страховых выплат в году) |
тыс. рублей |
2 148 323,0 |
2 168 295,8 |
2 189 067,3 |
Ежемесячные страховые выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
56 607 430,0 |
60 108 015,0 |
63 825 080,0 |
Средний размер ежемесячной страховой выплаты в году: средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем году * коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты в году * коэффициент превышения темпа роста среднего размера ежемесячной страховой выплаты над коэффициентом индексации выплат в году, где 9 692,85 руб. - средний размер ежемесячной страховой выплаты, ожидаемый в 2016 году |
|
10 292,26 |
10 928,73 |
11 604,56 |
коэффициент индексации ежемесячной страховой выплаты (равен индексу потребительских цен в году) |
|
1,040 |
1,040 |
1,040 |
коэффициент превышения темпа роста среднего размера ежемесячной страховой выплаты над коэффициентом индексации выплат |
|
1,021 |
1,021 |
1,021 |
Число ежемесячных страховых выплат в году (на уровне ожидаемого значения 2016 года) |
тыс. выплат |
5 500,00 |
5 500,00 |
5 500,00 |
Доставка и пересылка страховых выплат в рамках подпрограммы "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
240 258,1 |
254 654,1 |
269 938,4 |
Расходы на доставку и пересылку страховых выплат: сумма расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты, пересылаемые через почтовые отделения в году * средний тариф на доставку и пересылку страховых выплат; где сумма расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты, пересылаемые через почтовые отделения в году, рассчитана по формуле: сумма расходов на единовременные и ежемесячные страховые выплаты * средний процент пересылаемых сумм единовременных и ежемесячных страховых выплат с учетом динамики за 2013 - 2015 годы |
тыс. рублей |
240 258,1 |
254 654,1 |
269 938,4 |
средний процент пересылаемых сумм единовременных и ежемесячных страховых выплат с учетом динамики за 2013 - 2015 годы |
% |
10,3 |
10,3 |
10,3 |
средний тариф на доставку и пересылку страховых выплат |
% |
3,97 |
3,97 |
3,97 |
Медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в рамках подпрограммы "Обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" |
тыс. рублей |
21 044 232,8 |
21 906 719,2 |
22 739 434,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
медицинская, социальная и профессиональная реабилитация пострадавших |
тыс. рублей |
10 460 346,6 |
10 876 763,3 |
11 309 783,0 |
обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
10 583 886,2 |
11 029 955,9 |
11 429 651,5 |
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
тыс. рублей |
13 202,1 |
12 780,7 |
12 499,8 |
Другие вопросы в области социальной политики |
тыс. рублей |
453 758,0 |
441 549,9 |
458 567,6 |
Мероприятия в области социальной политики |
тыс. рублей |
453 758,0 |
441 549,9 |
458 567,6 |
Всего расходов |
тыс. рублей |
94 489 333,4 |
98 752 454,2 |
103 326 418,5 |
Средства на финансовое обеспечение покрытия временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета Фонда, предусматриваются в объеме не более одной двадцать четвертой общего объема расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
тыс. рублей |
3 937 055,6 |
4 114 685,6 |
4 305 267,4 |
II. Доходы от поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая пени и штрафы, в 2017 - 2019 гг.
Размер среднего тарифа по видам экономической деятельности (далее - средний тариф страховых взносов) на 2017 год и на плановый период 2018 - 2019 годов в соответствии с действующей Классификацией видов экономической деятельности по классам профессионального риска устанавливается 0,51%.
|
Единица измерения |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Средний тариф страховых взносов в 2017-2019 годах. |
% |
0,51 |
0,51 |
0,51 |
Фонд заработной платы, на который начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в году, учитывающий прогноз Минэкономразвития России на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов |
тыс. руб. |
20 476 000 000,0 |
21 637 000 000,0 |
22 737 000 000,0 |
Коэффициент полноты сбора страховых взносов (с учетом недоимки) |
|
0,982 |
0,982 |
0,982 |
Планируемая сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в году при среднем тарифе страховых взносов (фонд заработной платы, на который начисляются страховые взносы в году* средний тариф страховых взносов в году* коэффициент полноты сбора страховых взносов в году) |
тыс. руб. |
102 547 903,2 |
108 362 423,4 |
113 871 443,4 |
Сумма пеней и штрафов (0,30% от планируемой суммы страховых взносов - на уровне значения за 2015 год) |
тыс. руб. |
307 600,0 |
325 100,0 |
341 600,0 |
Всего сумма страховых взносов (включая пени и штрафы) |
тыс. руб. |
102 855 503,2 |
108 687 523,4 |
114 213 043,4 |
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Принятие проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Принятие проекта федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.