Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на обеспечение реализации субъектами Российской Федерации имеющегося у них права перераспределять полномочия между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.
Указанное право перераспределять полномочия было предоставлено субъектам Российской Федерации Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно части 1.2 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и аналогичной норме пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ) законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом установлены требования к сроку действия перераспределения полномочий, к моменту вступления в силу соответствующих законов субъектов Российской Федерации, а также перечень полномочий органов местного самоуправления, отнесение которых к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается (в том числе по управлению муниципальной собственностью; формированию; утверждению и исполнению местного бюджета; установлению структуры органов местного самоуправления; принятию планов и программ развития муниципального образования).
Таким образом, федеральными законами уже установлены полномочия, передача которых возможна от одного уровня публичной власти другому.
На основании изложенного можно констатировать, что полномочия в сфере образования, которыми наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, не относятся к исключительным полномочиям органов местного самоуправления.
Федеральное законодательство не содержит запрета на перераспределение названных полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Анализ приведенных федеральных законоположений позволяет сделать вывод о наличии правовых оснований перераспределения между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий в сфере образования.
Однако Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации", внесший в 14 федеральных законов, регулирующих общественные отношения в конкретных сферах деятельности, дополнительные нормы о возможности перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ порядке, не содержит положений, позволяющих перераспределить полномочия органов местного самоуправления в сфере образования.
Вместе с тем данное право предоставлено органам государственной власти субъекта Российской Федерации непосредственно Федеральным законом N 131-ФЗ, приоритет норм которого перед другими федеральными законами в части, касающейся регулирования вопросов местного самоуправления, непосредственно вытекает из положений части 3 статьи 5 Федерального закона N 131-Ф3.
Поскольку право субъекта Российской Федерации перераспределить полномочия органов местного самоуправления предусмотрено Федеральным законом N 131-Ф3 и Федеральным законом N 184-ФЗ, устанавливающими общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, образования, формирования, деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, полагаем целесообразным закрепить возможность перераспределения полномочий в сфере образования и в отраслевом законодательстве.
В частности, законопроектом предлагается внести в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" изменение, согласно которому полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Важно отметить, что проектом федерального закона не создается новый правовой механизм перераспределения полномочий между указанными органами публичной власти, поскольку право субъектов Российской Федерации перераспределять указанные полномочия уже установлено Федеральным законом от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ, вступившим в силу 5 июля 2014 года.
Принятие законопроекта позволит избежать неоднозначного толкования норм, содержащихся в федеральных законах, устанавливающих полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в главу 1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в главу 1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.