Приводят ли к искажению бюджетной отчетности:
- отнесение объекта имущества ошибочно на счет бюджетного учета, который в соответствии с положениями инструкций N 157н*(1) и 162н*(2) не должен применяться для учета такого имущества (два объекта основных средств - машины и оборудование (специальные машины) - учитывались не на соответствующем счете бюджетного учета 1 101 34 000 "Машины и оборудование - иное движимое имущество", а на счете 1 101 35 000 "Транспортные средства", соответственно, амортизация была отражена не на том счете бюджетного учета);
- принятие к учету объектов недвижимого имущества, не зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ, как объекты основных средств (двух объектов недвижимости - железнодорожных подъездных путей и кабельной резервной линии, право на которые в установленном законодательством порядке не зарегистрировано).
Т. Сильвестрова,
главный редактор журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 4, апрель 2016 г., с. 73-76.
Согласно нормам ст. 15.11 КоАП РФ искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% является грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб.
Применение ошибочного счета бюджетного учета для объекта основного средств привело к искажению годовой бюджетной отчетности (строки 014, 015 сведений о движении нефинансовых активов формы по ОКУД 0503168 за 31.12.2013), что нарушает п. 2 ст. 264.1 БК РФ, п. 37, 53 Инструкции N 157н. Начисление амортизации на два объекта основных средств не на соответствующем счете привело к искажению годовой бюджетной отчетности (строки 053, 054 сведений о движении нефинансовых активов формы по ОКУД 0503168), что нарушает п. 2 ст. 264.1 БК РФ, п. 89 Инструкции N 157н. Учет объектов недвижимости - железнодорожных подъездных путей и кабельной резервной линии, право на которые в установленном законодательством порядке не зарегистрировано, - привело к завышению данных по счету 1 101 13 000 "Сооружения - недвижимое имущество учреждения", занижению данных по счету 01 "Имущество, полученное в пользование" на отчетную дату и искажению годовой бюджетной отчетности (строка 011 графы 10 баланса формы по ОКУД 0503130, строка 012 графы 9 справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах к балансу), что также нарушает п. 2 ст. 264.1 БК РФ, п. 36, 333 Инструкции N 157н.
Пунктом 53 Инструкции N 157н предусмотрено, что группировка основных средств осуществляется по группам имущества, предусмотренным п. 37 данной инструкции, и видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным ОК 013-94 "Общероссийский классификатор основных фондов" (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359.
Объекты основных средств учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета согласно п. 37 Инструкции N 157н (10, 20, 30, 40) и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета:
- 1 "Жилые помещения";
- 2 "Нежилые помещения";
- 3 "Сооружения";
- 4 "Машины и оборудование";
- 5 "Транспортные средства";
- 6 "Производственный и хозяйственный инвентарь";
- 7 "Библиотечный фонд";
- 8 "Прочие основные средства".
Следовательно, группировка основных средств осуществляется по группам имущества, предусмотренным п. 37 Инструкции N 157н, и видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным ОКОФ (п. 53). Группировки объектов в ОКОФ в соответствии с положениями ОК 013-94 производятся по признакам назначения, связанным с видами деятельности, в которых используются объекты основных средств.
Относительно принятия к учету как объектов основных средств имущества, которое не прошло государственную регистрацию, следует отметить вот что. В соответствии с п. 36 Инструкции N 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.
В соответствии с положениями Инструкции N 157н на забалансовых счетах учитываются, в частности, ценности, находящиеся (но не закрепленные за учреждением) на праве оперативного управления.
У учреждения имеется обязанность осуществлять бюджетный учет имущества в установленном порядке, а именно с приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию прав на него, а при отсутствии регистрации права - учитывать его на забалансовом счете.
Из всего вышесказанного следует, что принятие к учету объектов основных средств на счет бюджетного учета, не применяемый для учета этих объектов в соответствии с положениями инструкций N 157н и 162н, принятие к учету объектов недвижимого имущества, не зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ, как объекты основных средств, влекут нарушение положений Инструкции N 157н и искажение показателей отчетности (Постановление АС ВСО от 01.07.2015 N А33-12707/2014).
1 апреля 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(2) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"