Должны ли органы государственной (муниципальной) власти проводить специальную оценку условий труда государственных (муниципальных) служащих в целях установления гарантий и компенсаций за работу с вредными (опасными) условиями труда? Можно ли использовать для этого результаты государственной экспертизы условий труда?
А. Павелин,
эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 4, апрель 2016 г., с. 50-52.
В настоящее время специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих не может быть осуществлена.
Для установления гарантий и компенсаций можно использовать результаты аттестации рабочих мест, которые действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.
Результаты государственной экспертизы условий труда в соответствии с трудовым законодательством не являются основанием для назначения гарантий и компенсаций за вредные (опасные) условия труда.
Обоснование. Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы и муниципальной службы РФ устанавливаются федеральными законами от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Под специальной оценкой условий труда понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон о специальной оценке условий труда).
В соответствии с ч. 4 ст. 3 обозначенного закона проведение такой оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.
В настоящее время федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и о муниципальной службе порядок проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских и муниципальных служащих не урегулирован.
С учетом вышеизложенного оснований для применения общих норм законодательства о специальной оценке условий труда в отношении государственных гражданских служащих и муниципальных служащих не имеется. Таким образом, в настоящее время специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих не может быть осуществлена.
Вместе с тем следует учитывать, что результаты проведенной до дня вступления в силу Закона о специальной оценке условий труда (01.01.2014) аттестации рабочих мест по условиям действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. При этом для целей, определенных ст. 7 названного закона, в том числе для установления гарантий и компенсаций, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Закона о специальной оценке условий труда порядком (ч. 4 ст. 27).
Согласно ст. 216.1 ТК РФ целью государственной экспертизы условий труда является оценка:
- качества проведения специальной оценки условий труда;
- правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- фактических условий труда работников.
Указанная экспертиза осуществляется в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников в соответствии с требованиями Приказа Минтруда РФ от 12.08.2014 N 549н.
При этом результаты государственной экспертизы условий труда в соответствии с трудовым законодательством не являются основанием для назначения гарантий и компенсаций за вредные (опасные) условия труда.
1 апреля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"