Технология оспаривания актов, обладающих нормативными свойствами
Л. Лялин,
адвокат, эксперт и член общественного
совета Центра общественных процедур
"Бизнес против коррупции"
Журнал "Актуальная бухгалтерия", N 5, май 2016 г., с. 31-32.
Вот уже почти месяц, как у бизнеса появилась возможность оспаривать ведомственные письма и разъяснения, обладающие нормативными свойствами и содержащие разъяснения законодательства.
Министерства и ведомства дают разъяснения в виде информационных писем, которые носят формально рекомендательный характер. Такие рекомендации иногда улучшают закон, иногда прямо ему противоречат. Тем не менее чиновники расценивают их однозначно - как указания вышестоящего органа, обязательные к применению.
Процессуальное законодательство не позволяло напрямую обжаловать такие акты в суде, хотя зачастую представители ведомств ссылались на них в обоснование принимаемых решений и действий. Потребовалось вмешательство Конституционного Суда РФ, который указал, что федеральному законодателю следует определить особенности судебного рассмотрения дел об оспаривании актов, содержащих разъяснения налогового законодательства, которые формально не являются нормативными правовыми актами, но обладают нормативными свойствами*(1). В частности, Конституционный Суд РФ признал возможность судебной проверки Верховным Судом РФ (в качестве суда первой инстанции) писем ФНС России, обладающих вышеизложенными нормативными свойствами, в порядке оспаривания нормативных правовых актов*(2).
С 17 марта 2016 года вступили в силу законы, которые определяют порядок оспаривания актов, обладающих нормативными свойствами (далее - Акты) и содержащих разъяснения любого законодательства, а не только налогового*(3).
Акты будут оспариваться в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства.
Дела об оспаривании Актов федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов, Банка России, ПФР, ФФОМС, ФСС России будет рассматривать в качестве суда первой инстанции Верховный Суд РФ*(4).
Акты органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов муниципальных образований будут рассматриваться областными и равными им по уровню судами (верховными судами республик, краевыми судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и судами автономных округов)*(5).
Для того чтобы административный иск был принят и рассмотрен судом, он должен быть подан лицом, в отношении которого данный Акт применен (или лицами, имеющими право оспаривать нормативные правовые акты или защищать права и свободы неопределенного круга лиц, прокурором)*(6).
При этом истцу обязательно обосновать следующее:
- в чем именно заключается несоответствие содержания Акта, обладающего нормативными свойствами, действительному смыслу разъясняемых им законодательных норм;
- как оспариваемый Акт нарушает или затрагивает права или законные интересы истца.
Если данные основания не будут указаны, суд откажет в принятии заявления*(7).
Необходимо также учесть, что при рассмотрении дела об оспаривании Акта разъяснительного характера суд, проверив вышеуказанные основания, должен будет выяснить:
- нарушает ли Акт права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в интересах которого подан иск;
- обладает ли он нормативными свойствами, позволяющими применить его неоднократно в качестве общеобязательного предписания в отношении неопределенного круга лиц;
- соответствуют ли положения Акта смыслу разъясняемых им норм законодательства.
Обязанность доказывания такого соответствия возлагается на орган (организацию или должностное лицо), принявший этот Акт. В случае установления всех этих фактов оспариваемый Акт будет признаваться судом недействующим полностью или в соответствующей части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Если же будет установлено, что документ не обладает нормативными свойствами и соответствует содержанию разъясняемых им нормативных положений, требования истца о признании его недействующим не будут удовлетворены.
Можно предположить, что рассмотрение дел об оспаривании Актов будет происходить по критериям, которые указаны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ, посвященном оспариванию нормативных правовых актов*(8).
Срок рассмотрения административных дел данной категории - в течение трех месяцев со дня подачи административного искового заявления*(9).
Стоит отметить, что граждане, не имеющие высшего юридического образования, должны будут участвовать в деле через представителя с высшим юридическим образованием или вместе с ним*(10).
Необходимо обратить внимание, что в случае, если содержащиеся в письме ФНС России разъяснения не выходят за рамки адекватного истолкования (интерпретации) положений налогового законодательства и не влекут изменение правового регулирования соответствующих налоговых отношений, то юридические лица и ИП могут их оспаривать как ненормативные акты (решения, действия) в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса.
В отдельную категорию выделены дела об оспаривании Актов федеральных органов исполнительной власти в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии. Рассмотрение таких дел отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам (далее - СИП). Процедура рассмотрения такая же, как при оспаривании в СИП нормативных правовых актов*(11), за некоторыми исключениями.
При рассмотрении дела суд также должен будет установить наличие у оспариваемого Акта разъяснительного характера трех ранее указанных признаков. В результате СИП будет выносить решение о признании оспариваемого Акта либо не обладающим нормативными свойствами и соответствующим разъясняемым им нормативным положениям, либо недействующим полностью или в части*(12).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) пост. КС РФ от 31.03.2015 N 6-П
*(2) на основании п. 1 ч. 4 ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (далее - Закон N 3-ФКЗ)
*(3) Федеральный конституционный закон от 15.02.2016 N 2-ФКЗ; Федеральный закон от 15.02.2016 N 18-ФЗ
*(4) п. 1.1 ст. 21 КАС РФ; п. 1.1 ч. 4 ст. 2 Закона N 3-ФКЗ
*(5) п. 2 ст. 20 КАС РФ
*(6) ч. 1-4 ст. 208 КАС РФ
*(7) п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ
*(8) пост. Пленума ВС РФ от 29.11.2007 N 48
*(9) ч. 1 ст. 213 КАС РФ
*(10) ст. 55, ч. 9 ст. 208 КАС РФ
*(11) гл. 23 АПК РФ
*(12) ст. 195.1 АПК РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.