Правомерно ли отклонение конкурсной комиссией казенного учреждения заявки организации на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по причине того, что заявка не содержит документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия), если организацией в составе заявки было представлено выведенное организацией на печать платежное поручение, полученное в электронной форме посредством "клиент-банка", на уплату денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, и данные денежные средства на расчетный счет заказчика фактически поступили?
Ю.М. Лермонтов,
советник государственной гражданской службы РФ 3 класса
Журнал "Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 2, февраль 2016 г., с. 16-18.
Отклонение конкурсной комиссией казенного учреждения заявки организации на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по причине того, что заявка не содержит документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия), если организацией в составе заявки было представлено выведенное организацией на печать платежное поручение, полученное в электронной форме посредством "клиент-банка", на уплату денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, и данные денежные средства на расчетный счет заказчика фактически поступили, правомерно.
Обоснование: В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона N 44-ФЗ заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия).
На основании ч. 2 ст. 53 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Частью 3 ст. 53 Закона N 44-ФЗ установлено, что конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Как следует из изложенного, участником конкурса в составе заявки в императивном порядке должно быть представлено именно либо платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, либо заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия. Возможности предоставления каких-либо иных документов во исполнение требования о представлении документов, подтверждающих внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, Закон N 44-ФЗ не устанавливает.
Следовательно, представление в составе заявки выведенного на печать платежного поручения, полученного в электронной форме посредством "клиент-банка", на уплату денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, и тот факт, что данные денежные средства на расчетный счет заказчика фактически поступили, не могут свидетельствовать о выполнении участником закупки требования п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, отклонение конкурсной комиссией казенного учреждения заявки организации на участие в открытом конкурсе на оказание услуг по причине того, что заявка не содержит документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения либо включенная в реестр банковских гарантий банковская гарантия), если организацией в составе заявки было представлено выведенное организацией на печать платежное поручение, полученное в электронной форме посредством "клиент-банка", на уплату денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, и данные денежные средства на расчетный счет заказчика фактически поступили, правомерно.
Данные выводы подтверждаются Письмом ФАС России от 23.01.2014 г. N ИА/2111/14, в котором разъяснено, что отказ в допуске к участию в конкурсе, в связи с предоставлением в составе заявки платежного поручения о перечислении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе без отметки банка о перечислении или списании таких средств не противоречит требованиям Закона N 44-ФЗ.
В Решении Омского УФАС России от 28.05.2014 г. N 03-10.1/209-2014 изложена аналогичная позиция. Контрольный орган в сфере закупок не согласился с позицией заявителя о том, что в данном случае фактом предоставления обеспечения заявки участником является факт поступления денег на расчетный счет заказчика, а не наличие или отсутствие платежного поручения с отметкой банка о статусе платежного поручения, поскольку ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ императивно установлено какие именно документы должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе, в частности пунктом 5 данной нормы установлено, что документом, подтверждающим внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, является платежное поручение с отметкой банка или заверенная банком копия этого платежного поручения.
1 февраля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427