Итоги и основные направления законопроектной деятельности Комитета Государственной Думы по обороне в 2015 году
А.В. Щукин,
заместитель руководителя аппарата
Комитета Государственной Думы по обороне,
полковник юстиции запаса
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 12, декабрь 2015 г., с. 9-13.
Подходит к окончанию срок полномочий депутатов Государственной Думы шестого созыва, менее года осталось до выборов нового состава. Подводить итоги всей работы за созыв, конечно, время еще не пришло. Однако оглянуться на пройденный путь, подкорректировать планы никогда не рано и не поздно. Уходящий год был не менее напряженным, чем предыдущие, как в законопроектной деятельности Комитета по обороне, так и по другим направлениям его деятельности.
В Комитете продолжили деятельность четыре подкомитета по основным направлениям деятельности (по вопросам обороны, военного строительства, государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа, функционирования оборонно-промышленного комплекса и финансирования расходов федерального бюджета на оснащение войск (сил) вооружением и военной техникой; по вопросам воинской обязанности и военной службы, социальной политики в отношении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, гражданского персонала, подготовки кадров, финансирования расходов федерального бюджета на эти цели; по вопросам военно-технического и военного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, финансирования расходов федерального бюджета на эти цели; по вопросам военно-патриотического воспитания, подготовки граждан к военной службе и финансирования расходов федерального бюджета на эти цели) и Экспертный совет Комитета по обороне.
В 2015 г. Комитет по обороне был ответственным по 44 законопроектам. На период подготовки настоящей статьи на рассмотрении Комитета находилось 22 законопроекта. Они касаются следующих вопросов:
- прохождения военной службы и исполнения воинской обязанности, подготовки граждан к военной службе;
- статуса военнослужащих, их социальной защиты, пенсионного обеспечения;
- патриотического воспитания населения страны.
Президентом Российской Федерации подписано девять федеральных законов из числа сопровождавшихся Комитетом по обороне. Семь из них были внесены Правительством Российской Федерации, два - депутатами Государственной Думы. Этими законами были устранены следующие правовые пробелы и противоречия:
1. Предусмотрено отнесение утверждения государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса к полномочиям Правительства Российской Федерации, а также уточнены наименования государственных программ вооружения и развития оборонно-промышленного комплекса.
2. Уточнен порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации инвалидам вследствие военной травмы.
3. Граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на 18 апреля 2014 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и до указанной даты проходившие военную службу в иностранном государстве либо были в соответствии с законодательством, действовавшим на этих территориях до указанной даты, освобождены от призыва на военную службу, получили право на освобождение от призыва на военную службу.
4. Принят Закон, направленный на исключение злоупотребления военнослужащими правом на отказ от обеспечения жилым помещением, предоставляемым по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, или жилищной субсидией, рассчитанной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и размер которой соответствует нормативу общей площади жилого помещения, которым должен быть обеспечен военнослужащий.
5. Внедрен новый порядок проведения отбора кандидатов для поступления на военную службу по контракту. На пункты отбора возложены функции по отбору граждан для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации.
6. Исключены отдельные положения статей законодательных актов, утративших свое правовое значение.
Из анализа ст. 59 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ видно, что статья устанавливала действия освобождений и отсрочек от призыва на военную службу, которые были предоставлены гражданам в соответствии с Законом СССР "О всеобщей воинской обязанности" от 12 октября 1967 г. и Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" от 11 февраля 1993 г. N 4455-I. Однако на настоящий момент граждане, которые пользовались освобождениями и отсрочками, предоставленными в рамках указанных законов, вышли из призывного возраста. Статья 59 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" фактически не действует в связи с отсутствием субъектов правового регулирования.
7. Из законов исключены положения, касающиеся территориальных служб гражданской обороны.
8. Создана межведомственная система контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа.
9. Усовершенствована система комплектования спасательных воинских формирований МЧС России.
Комитетом подготовлено более 10 заключений по законопроектам, по которым он является соисполнителем.
Из 22 законопроектов, находившихся на момент написания настоящей статьи в Комитете по обороне, три находились на стадии подготовки ко второму чтению. Они касаются, прежде всего, следующих вопросов:
- приведения учредительных документов юридических лиц, создаваемых в Вооруженных Силах Российской Федерации, в соответствие с нормами гл. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- предоставления управляющим компаниям интегрированных структур права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения;
- повышения ответственности военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в период прохождения военной службы или военных сборов;
- распространения на вдов военных пенсионеров положения действующего законодательства, позволяющего получать одновременно две пенсии;
- порядка реализации курсантами военных образовательных организаций до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (т.е. имеющими статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) права на безвозмездный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту использования основного (летнего) каникулярного отпуска один раз в год по территории Российской Федерации;
- исключения прямой зависимости явки граждан в военные комиссариаты от факта получения ими повестки военного комиссариата под расписку;
- установления срока запрета на замещение должностей государственной гражданской и муниципальной служб для граждан, признанных не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и мерах по совершенствованию механизма призыва граждан на военную службу.
За 2015 г. подготовлено и проведено около 30 заседаний Комитета, на которых рассмотрено более 70 вопросов, в том числе около 50 по обсуждению законопроектов, поступивших в Комитет или находящихся на сопровождении.
Среди наиболее важных вопросов (помимо законопроектов), обсуждавшихся на заседаниях Комитета, можно выделить следующие:
- проблема профилактики наркомании в Вооруженных Силах Российской Федерации и законодательное обеспечение оперативного выявления наркоманов в ходе призыва граждан на военную службу, а также в период прохождения военной службы и правовые основания исключения наркоманов из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации и их принудительного лечения;
- итоги выполнения государственного оборонного заказа на 2014 г. Ход размещения заданий на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. Формирование проекта государственной программы вооружения на 2016-2025 гг. и ее комплексирование с программами развития оборонно-промышленного комплекса. Проблемы и пути решения. Вопросы законодательного обеспечения;
- итоги призыва граждан на военную службу в 2014 г. и проблемы законодательного обеспечения призыва граждан на военную службу;
- вопросы законодательного и бюджетного обеспечения формирования мобилизационного людского ресурса;
- правоприменительная практика деятельности Объединенной судостроительной корпорации по реализации государственного оборонного заказа. Законодательное обеспечение стратегии развития судостроительной отрасли в интересах обороны страны и безопасности государства. Существующие проблемы и пути решения;
- санаторно-курортное обеспечение в Вооруженных Силах Российской Федерации. Проблемы и перспективы развития;
- о правоприменительной практике и проблемах нормативно-правового регулирования исполнения правомочий собственника недвижимого имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочий в отношении земель, лесов, вод, природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации, по их управлению, распоряжению, использованию, реализации и передаче в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
26-29 мая 2015 г. совместно с Законодательным собранием г. Севастополя проведен "круглый стол" по вопросам допризывной подготовки, военно-патриотического воспитания и организации призыва органами местного самоуправления. В ходе поездки состоялись встречи с губернатором г. Севастополя, командующим Черноморским флотом и его заместителями. Участники мероприятия от Комитета по обороне посетили флагман Черноморского флота ракетный крейсер "Москва", Президентский кадетский корпус, Черноморское высшее ордена Красной Звезды военно-морское училище им. П.С. Нахимова, учреждения культуры и промышленные предприятия, где встретились с их руководством и личным составом.
Подготовлено и проведено более 20 заседаний рабочих групп, других мероприятий по законопроектам, находящимся в Комитете.
В Комитете по обороне продолжили деятельность рабочие группы:
- по выработке предложений о совершенствовании законодательства по вопросам комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
- по выработке предложений по законодательному регулированию деятельности ДОСААФ России;
- по выработке предложений по совершенствованию законодательства в области функционирования военной организации Российской Федерации.
Депутаты Государственной Думы - члены Комитета принимали участие в заседаниях Правительства Российской Федерации, коллегий различных федеральных органов исполнительной власти, на которых обсуждались вопросы перспектив развития Вооруженных Сил Российской Федерации, их материального обеспечения, социальной защиты военнослужащих и членов их семей, другие актуальные вопросы по тематике Комитета.
Председатель Комитета В.П. Комоедов принимал участие в работе Военно-промышленной комиссии, заседаниях коллегии Министерства обороны Российской Федерации, в ежемесячных селекторных совещаниях, проводимых Министром обороны Российской Федерации С.К. Шойгу.
В Комитете регулярно проводились рабочие встречи с руководством Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, с руководителями организаций и предприятий оборонно-промышленного комплекса, других организаций, с учеными, специалистами-экспертами.
Для изучения положения дел на местах депутаты Государственной Думы - члены Комитета по обороне регулярно осуществляли рабочие поездки в воинские части, соединения и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Состоялись поездки членов Комитета в воинские части и соединения Центрального и Западного военных округов, Черноморского и Балтийского флотов для изучения условий прохождения военной службы и вопросов социальной защиты военнослужащих.
В Комитет поступило более 1 000 обращений от граждан, организаций.
По поступившим в Комитет обращениям граждан подготовлено более 900 ответов, по обращениям от организаций - около 700 ответов. Направлено более 900 запросов и обращений в министерства и другие федеральные органы исполнительной власти. Направлено 100 обращений в Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Главную военную прокуратуру.
Среди наиболее частых тем обращений граждан выделяются следующие:
- вопросы военного строительства и проводимой военной реформы, реорганизации системы военного образования;
- отзывы на федеральные законы о денежном довольствии военнослужащих и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием закона о денежном довольствии, а также замечания по их реализации;
- просьбы оказать содействие в получении положенного жилья;
- отклики на принятые и вступившие в силу в период осенней сессии 2014 г. и в 2015 г. законы;
- предложения по совершенствованию законодательства, в основном о воинской обязанности и военной службе, о статусе военнослужащих, о ветеранах;
- вопросы функционирования предприятий оборонно-промышленного комплекса;
- предложения по внедрению изобретений в области вооружения, военной техники и снаряжения;
- жалобы на неудовлетворительную работу органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальных органов власти;
- просьбы оказать содействие в получении разного рода справок, документов из федеральных органов исполнительной власти, архивных справок, помочь в розыске захоронений погибших или пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны.
В целом документооборот в Комитете в 2015 г. составил более 5 000 документов (без учета переписки членов Комитета).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Щукин А.В. Итоги и основные направления законопроектной деятельности Комитет Государственной Думы по обороне в 2015 году
Shchukin A.V. Foreign citizens in military service during the World War Two
Щукин А.В. - заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по обороне, полковник юстиции запаса
Shchukin A.V. - deputy Head of the Apparatus of the State Duma Committee on Defense, Reserve Colonel ofjustice
Статья посвящена рассмотрению работы Комитета Государственной Думы по обороне в 2015 году.
Article is devoted to the work of the State Duma Committee on Defense
Ключевые слова: Государственная Дума, Комитет по обороне, законопроектная деятельность.
Key words: State Duma, Committee on Defense, Legislative draft activity
Итоги и основные направления законопроектной деятельности Комитета Государственной Думы по обороне в 2015 году
Автор
А.В. Щукин - заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по обороне, полковник юстиции запаса
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 12, декабрь 2015 г.