Антикоррупция - 2015: приоритет - совершенствованию порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, усилению контроля за соблюдением антикоррупционных запретов, ограничений и дополнительных обязанностей
В.М. Корякин,
доктор юридических наук,
профессор Военного университета, заместитель
директора Юридического института Московского
государственного университета путей сообщения
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 12, декабрь 2015 г., с. 2-9.
Журнал "Право в Вооруженных Силах" в своем последнем номере за очередной год традиционно подводит основные итоги правового обеспечения антикоррупционной деятельности в стране и Вооруженных Силах Российской Федерации*(1).
В 2015 г. антикоррупционное законодательство Российской Федерации существенно пополнилось как на общефедеральном, так и на ведомственном уровне (см. приложение к настоящей статье).
Среди нормативных правовых актов антикоррупционного характера, принятых в 2015 г., следует прежде всего назвать Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов". Данным Законом внесены изменения в 15 законодательных актов Российской Федерации в части, касающейся совершенствования правового института конфликта интересов, уточнения порядка его предотвращения и урегулирования в различных государственных органах, включая Минобороны России.
Согласно указанному Закону претерпели существенные изменения нормативно закрепленные формулировки двух ключевых понятий - "конфликт интересов" и "личная заинтересованность".
Суть изменений, внесенных в формулировку понятия "конфликт интересов", состоит в следующем:
а) изменен круг лиц, на которых распространяется правовой институт конфликта интересов. При этом данные изменения носят двоякий характер: с одной стороны, круг этих лиц расширен за счет иных лиц, в чьи обязанности входит принятие мер по недопущению конфликта интересов*(2) (согласно прежней формулировке понятие конфликта интересов касалось только государственных и муниципальных служащих); с другой стороны, если ранее к числу данных лиц относились все государственные и муниципальные служащие без какого-либо изъятия, то теперь к ним относятся только те из них, которые замещают должности, включенные в соответствующие перечни;
б) из формулировки конфликта интересов исключен ключевой термин, раскрывавший смысл данного понятия, - противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства;
в) если в прежней формулировке понятия "конфликт интересов" шла речь о негативном влиянии личной заинтересованности государственного и муниципального служащего на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, то в новой формулировке идет речь также о влиянии личной заинтересованности на объективное и беспристрастное исполнение указанными лицами должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Что касается формулировки понятия "личная заинтересованность", то внесенные в нее изменения состоят:
- во-первых, в расширении перечня неправомерных выгод, которые может получить лицо в ситуации конфликта интересов. К перечисленным в прежней формулировке доходам в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера и иных имущественных прав добавлена возможность получения результатов выполненных работ или каких-либо иных выгод (преимуществ);
- во-вторых, в уточнении круга лиц, которые могут быть потенциальными получателями перечисленных выше неправомерных выгод. Если прежнее определение личной заинтересованности к таким лицам относило самого государственного (муниципального) служащего и неких "третьих лиц", то по новому определению наряду с лицом, имеющим личную заинтересованность, к ним отнесены:
1) лица, состоящие с лицом, имеющим личную заинтересованность, в близком родстве или свойстве (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей);
2) граждане или организации, с которыми данное лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Следует отметить, что немного ранее, 12 марта 2015 г., статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации утверждены Методические рекомендации по применению типовых ситуаций конфликта интересов в Вооруженных Силах Российской Федерации. Данный документ разработан в целях упорядочения повседневной деятельности должностных лиц органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил при разрешении ситуаций конфликта интересов среди подчиненного личного состава, неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции, при организации соответствующей работы, а также формирования единого подхода к понятию "конфликт интересов".
Как представляется, в связи с вступлением в силу рассмотренного выше Федерального закона от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ, внесшего важные поправки в определения понятий "конфликт интересов" и "личная заинтересованность", названные Методические рекомендации требуют корректировки.
В целях реализации положений Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" издан Указ Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 120 "О некоторых вопросах противодействия коррупции". Указ предписывает руководителям государственных органов и иных организаций обеспечить разработку и утверждение перечней должностей, при замещении которых запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Во исполнение данного Указа издан приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 июня 2015 г. N 309, которым утвержден Перечень воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации и отдельных должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, при замещении которых запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
В указанный Перечень включены: а) должности федеральной государственной гражданской службы, отнесенные к высшей группе должностей:*(3)
- директор департамента;
- руководитель (директор) департамента;
- заместитель руководителя Аппарата Министра обороны Российской Федерации;
- начальник главного управления;
- первый заместитель начальника главного управления;
- заместитель начальника главного управления;
- заместитель директора департамента;
- заместитель руководителя (директора) департамента;
- начальник инспекции Минобороны России;
- заместитель начальника инспекции Минобороны России;
- заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил;
- начальник главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил;
- первый заместитель начальника главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил;
- заместитель начальника главного управления Генерального штаба Вооруженных Сил;
- заместитель главнокомандующего видом Вооруженных Сил;
- заместитель командующего родом войск Вооруженных Сил (Железнодорожными войсками);
б) все воинские должности, должности федеральной государственной гражданской службы, отдельные должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Минобороны России, исполнение обязанностей по которым предусматривает допуск к сведениям особой важности*(4).
Важное место среди новелл антикоррупционного законодательства занимают утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29 Правила, устанавливающие порядок сообщения работодателем о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение в организации в течение месяца работ (оказание организации услуг) стоимостью более 100 тыс. руб. с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
Согласно указанным Правилам командиры воинских частей (руководители военных организаций), выступающие в трудовых отношениях в качестве работодателей, обязаны при заключении трудового договора или гражданско-правового договора в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы в письменной форме сообщать представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении такого договора.
Сообщение оформляется на бланке воинской части (военной организации) и подписывается командиром части (руководителем организации) или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью воинской части (печатью кадровой службы). Оформленное по указанной форме сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора.
В 2015 г. получила свое развитие и совершенствование и ведомственная нормативная база противодействия коррупции.
Так, приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. N 108 утвержден Порядок уведомления работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Минобороны России, о фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принятия мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Данный документ обязывает работников, замещающих по трудовому договору в военных организациях должности, включенные в соответствующий Перечень *(5), в письменной форме уведомлять:
1) работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений;
2) работодателя и своего непосредственного начальника (командира) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только работнику станет об этом известно.
Рассматриваемый Порядок подробно регламентирует содержание уведомления, сроки и порядок его подачи, регистрации, проведения по нему проверки.
Важную роль в системе правового регулирования предупреждения коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации призван сыграть еще один ведомственный правовой акт Минобороны России - приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 119 "О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей". Приказ издан во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 и распространяет на отдельные категории лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, замещающих должности, включенные в упомянутый выше Перечень, следующие ограничения, запреты и обязанности, установленные указанным Постановлением:
а) работник не вправе:
- принимать без письменного разрешения работодателя (его представителя) от иностранных государств, международных организаций награды, почетные и специальные звания (за исключением научных званий), если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями;
- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
- заниматься без письменного разрешения работодателя (его представителя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
б) работнику запрещается получать в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Запрет не распространяется на случаи получения работником подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками, с другими официальными мероприятиями и иные случаи, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими особенности правового положения и специфику трудовой деятельности работника;
в) работник обязан:
- уведомлять работодателя (его представителя), органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
- представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов;
- уведомлять работодателя (его представителя) и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, в письменной форме;
- передавать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в случае, если владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов;
- уведомлять работодателя (его представителя) о получении работником подарка и передавать указанный подарок, стоимость которого превышает 3 тыс. руб., по акту в организацию, где он замещает должность, с сохранением возможности его выкупа в установленном порядке.
Подводя итог проведенному в настоящей статье обзору новаций антикоррупционного законодательства Российской Федерации, вполне обоснованно можно утверждать, что в нашей стране последовательно и настойчиво реализуется курс на создание всеобъемлющей системы правового регулирования антикоррупционной деятельности. При этом все более явно на первый план выходят меры профилактического, превентивного характера. Тем самым находит свою практическую реализацию принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Таблица
Нормативные правовые акты антикоррупционного характера, принятые в Российской Федерации в 2015 г.
N п/п | Наименование правового акта | Область правового регулирования |
1 | Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов" | Закон вносит изменения в 15 законодательных актов Российской Федерации в части, касающейся совершенствования правового института конфликта интересов, уточнения порядка его предотвращения и урегулирования в различных государственных органах |
2 | Указ Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 120 "О некоторых вопросах противодействия коррупции" | Указ предписывает руководителям федеральных государственных органов, государственных корпораций (компаний), фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, обеспечить разработку и утверждение перечней должностей, при замещении которых запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами |
3 | Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. N 29 "Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации" | Постановлением утверждены Правила, устанавливающие порядок сообщения работодателем о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение в организации в течение месяца работ (оказание организации услуг) стоимостью более 100 тыс. руб. с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы |
4 | Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. N 108 "Об утверждении Порядка уведомления работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, о фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принятия мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов" | Приказом утвержден Порядок уведомления работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, о фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принятия мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов |
5 | Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. N 119 "О распространении на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, ограничений, запретов и обязанностей" | Приказ издан во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568 и распространяет на отдельные категории лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации ограничения, запреты и обязанности, установленные указанным Постановлением |
6 | Методические рекомендации по применению типовых ситуаций конфликта интересов в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденные статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации 12 марта 2015 г. | Документ разработан в целях упорядочения повседневной деятельности должностных лиц органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил при разрешении ситуаций конфликта интересов среди подчиненного личного состава, неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции, при организации соответствующей работы, а также формирования единого подхода к понятию "конфликт интересов" |
7 | Приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 июня 2015 г. N 309 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 120 "О некоторых вопросах противодействия коррупции" | Приказом утвержден Перечень воинских должностей, должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации и отдельных должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, при замещении которых запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами |
8 | Приказ Министра обороны Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. N 528 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 19 декабря 2011 г. N 2610" | Приказом внесены изменения в Порядок проведения в Министерстве обороны Российской Федерации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Министерства обороны Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 декабря 2011 г. N 2610 |
Библиографический список:
1. Корякин В.М. Антикоррупция-2009: основные итоги [Текст] / В.М. Корякин // Право в Вооруженных Силах. - 2009. - N 12.
2. Корякин В.М. Антикоррупция-2010: некоторые итоги и задачи [Текст] / В.М. Корякин // Право в Вооруженных Силах. -2010. - N 11.
3. Корякин В.М. Антикоррупция-2011: продолжение следует [Текст] / В.М. Корякин // Право в Вооруженных Силах. - 2011. - N 12.
4. Корякин В.М. Антикоррупция-2012: итоги и перспективы [Текст] / В.М. Корякин // Право в Вооруженных Силах. - 2012. - N 12.
5. Корякин В.М. Антикоррупция-2013: законодательство совершенствуется [Текст] / В.М. Корякин // Право в Вооруженных Силах. - 2013. - N 12.
6. Корякин В.М. Антикоррупция-2014: приоритет - борьбе с "откатами" и антикоррупционному просвещению военнослужащих [Текст] / В.М. Корякин // Право в Вооруженных Силах. -2014. - N 12.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Корякин В.М. Антикоррупция - 2009: основные итоги // Право в Вооруженных Силах. 2009. N 12; Его же. Антикоррупция - 2010: некоторые итоги и задачи // Там же. 2010. N 11; Его же. Антикоррупция - 2011: продолжение следует // Там же. 2011. N 12; Его же. Антикоррупция - 2012: итоги и перспективы // Там же. 2012. N 12; Его же. Антикоррупция - 2013: законодательство совершенствуется // Там же. 2013. N 12; Его же. Антикоррупция - 2014: приоритет - борьбе с "откатами" и антикоррупционному просвещению военнослужащих // Там же. 2014. N 12.
*(2) К ним отнесены, в частности, отдельные категории лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
*(3) Эти должности предусмотрены Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574.
*(4) В соответствии с номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне.
*(5) В настоящее время действует Перечень должностей, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 865.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Корякин В.М. Антикоррупция - 2015: приоритет - совершенствованию порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, усилению контроля за соблюдением антикоррупционных запретов, ограничений и дополнительных обязанностей
Korjakin V.M. Anticorruption 2015: priority - the improvement of the procedure of prevention and settlement of conflict of interests, to strengthen control over the observance of anti-corruption prohibitions, restrictions and additional responsibilities
Корякин В.М. - доктор юридических наук, профессор Военного университета, заместитель директора Юридического института Московского государственного университета путей сообщения
Korjakin V.M. - doctor of Law, Professor of the University of Vienna, deputy director of the Law Institute of Moscow State University of Railway Engineering
В статье проводится анализ основных мер, предпринятых по совершенствованию антикоррупционного законодательства и его реализации в стране и в Вооруженных Силах Российской Федерации в 2015 г.
Ihe article analyzes the main measures taken to improve anti-corruption legislation and its implementation in the country and in the Armed Forces of the Russian Federation in 2015
Ключевые слова: коррупция; противодействие коррупции; конфликт интересов; антикоррупционные запреты, ограничения и дополнительные обязанности
Key words: corruption; anti-corruption; conflict of interests; anti-corruption prohibitions, restrictions and additional duties Рецензент - д.ю.н., профессор А.В. Кудашкин.
Антикоррупция - 2015: приоритет - совершенствованию порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, усилению контроля за соблюдением антикоррупционных запретов, ограничений и дополнительных обязанностей
Автор
В.М. Корякин - доктор юридических наук, профессор Военного университета, заместитель директора Юридического института Московского государственного университета путей сообщения
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 12, декабрь 2015 г.