Особенности размещения заказа у единственного поставщика
А. Павелин,
эксперт журнала "Силовые министерства
и ведомства: бухгалтерский учет
и налогообложение"
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2016 г., с. 42-52.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ*(1) размещение заказа может осуществляться:
- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
По общему правилу решение о способе размещения заказа принимается заказчиком самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. В статье мы рассмотрим особенности размещения заказов у единственного поставщика.
Случаи размещения заказа у единственного поставщика
Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).
Случаи, когда учреждение может осуществить закупку у единственного поставщика, поименованы в ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Во всех остальных ситуациях должны применяться иные способы закупки.
Далее рассмотрим наиболее интересные для силовых учреждений случаи размещения заказов у единственного поставщика.
Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях". В силу ст. 4 указанного закона к сфере деятельности субъектов естественных монополий, в частности, относятся:
- железнодорожные перевозки;
- услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
- услуги общедоступной электросвязи и почтовой связи;
- услуги по передаче электрической энергии;
- услуги по передаче тепловой энергии;
- водоснабжение и водоотведение с использованием централизованной системы, систем коммунальной инфраструктуры.
Наверное, наиболее распространенным случаем заключения договора государственным учреждением с субъектами естественных монополий является заключение договора на оказание услуг общедоступной электросвязи и почтовой связи, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ N 637*(2). Согласно указанному нормативному акту предоставление междугородного и местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных относится к услугам общедоступной электросвязи, а значит, является видом деятельности, отнесенным к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
При этом, например, заказчик не вправе осуществить закупку государственных знаков почтовой оплаты в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (Письмо Минэкономразвития РФ от 14.12.2015 N Д28и-3726).
Выполнение работы по мобилизационной подготовке. В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона N 31-ФЗ*(3) под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Примечание. Содержание мобилизационной подготовки и мобилизации установлено ч. 3 ст. 2 Закона N 31-ФЗ.
Таким образом, в случае если закупка товаров, работ, услуг осуществляется в рамках мобилизационной подготовки в соответствии с нормами Закона N 31-ФЗ и иного действующего законодательства РФ в сфере мобилизации и мобилизационной подготовки, заказчик вправе осуществить закупку по п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе совершить на основании названного пункта, не должен превышать 2 млн. руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более 50 млн. руб.
Таким образом, заказчик может самостоятельно выбрать, какое из вышеуказанных ограничений использовать: либо не более 2 млн. руб., либо не более 5% совокупного годового объема закупок заказчика (не более 50 млн. руб.).
Обратите внимание! В случае уменьшения объема ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств заказчик обязан уменьшить объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в процентном соотношении от совокупного годового объема закупок в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти либо подведомственным ему государственным учреждением. В силу п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика проводится, если ее предметом выступают работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ.
Таким образом, закупка по данному основанию может иметь место, если работу или услугу может выполнить или оказать только орган исполнительной власти или подведомственное ему государственное учреждение либо унитарное предприятие при наличии у них полномочий, установленных соответствующим нормативным правовым или законодательным актом.
Примером такой ситуации являются случаи проведения экспертизы ценности архивных документов. Согласно ч. 4, 5, 6 ст. 6 Закона N 125-ФЗ*(4) решение вопросов о включении в состав Архивного фонда РФ конкретных документов осуществляется экспертно-проверочными комиссиями федеральных государственных архивов и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов РФ в области архивного дела в пределах их компетенции.
Экспертиза ценности документов проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области архивного дела, государственным, муниципальным архивом совместно с собственником или владельцем архивных документов. Экспертизе ценности документов подлежат все документы на носителях любого вида, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъекта РФ или муниципальной собственности.
Примечание. До проведения в установленном порядке экспертизы ценности документов уничтожение документов запрещается.
Учитывая изложенное, заказчик вправе заключить контракт на выполнение работ по проведению экспертизы ценности документов с Государственным архивом РФ в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Также, например, по данному основанию учреждению уголовно-исполнительной системы можно оказывать медицинскую помощь лицам, лишенным свободы. Согласно Письму Минэкономразвития РФ от 09.02.2016 N Д28и-218 при невозможности оказания лицам, лишенным свободы, медицинской помощи в учреждении уголовно-исполнительной системы последнее вправе заключить контракт с государственным учреждением здравоохранения по п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При этом заказчик вправе заранее осуществить закупку с использованием конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участие в которой могут принять государственные и муниципальные учреждения здравоохранения.
Закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций. Согласно ч. 9 п. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при закупке определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медпомощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно). Заказчик вправе заключить согласно данному пункту контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме.
Таким образом, товары, работы, услуги, закупаемые в соответствии с ч. 9 п. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не должны быть включены в перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержденный Правительством РФ.
Примечание. В случае если товары, работы, услуги включены в указанный перечень, их закупка осуществляется путем проведения запроса котировок по ст. 80-82 Закона N 44-ФЗ.
Наряду с рассмотренными выше условиями, позволяющими произвести закупку у единственного поставщика, Законом N 44-ФЗ установлен ряд других возможностей получить требуемые товары, работы и услуги максимально упрощенным методом. В частности, к ним можно отнести следующие:
- заключение контракта на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, с поставщиком таких вооружения и военной техники, включенным в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники (п. 7 ч. 1 ст. 93);
- заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление учреждению, в случае если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление (п. 8 ч. 1 ст. 93);
- оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 23 ч. 1 ст. 93);
- признание несостоявшимся определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом - по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти решения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 24 ч. 1 ст. 93);
- признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений и принятие заказчиком решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 25 ч. 1 ст. 93);
- заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий (п. 26 ч. 1 ст. 93);
- заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (п. 29 ч. 1 ст. 93);
- заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность (п. 30 ч. 1 ст. 93);
- аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, определенных соответственно правовым актом Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации. В названных правовых актах устанавливаются наименование заказчика, информация об арендуемом объекте недвижимого имущества с указанием его мощности, цена данного контракта, а также срок аренды. При подготовке проектов упомянутых правовых актов к этим проектам прилагается обоснование цены контракта согласно положениям ст. 22 Закона N 44-ФЗ (п. 32 ч. 1 ст. 93);
- заключение контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами (п. 33 ч. 1 ст. 93).
Порядок проведения закупки у единственного поставщика
Всю процедуру проведения закупки у единственного поставщика можно разделить на несколько следующих этапов.
Подготовка к проведению закупки. Данный этап включает в себя поиск и выбор поставщика, подрядчика, исполнителя, а также (при необходимости) согласование возможности проведения такой закупки.
Напомним, что согласование осуществляется в случае проведения закупок по основаниям, предусмотренным п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В остальных случаях согласовывать заключение контракта не требуется. Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчиком с ФАС, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, установлен Приказом Минэкономразвития РФ N 189*(5).
Подготовка документов. На данном этапе учреждению необходимо утвердить приказ о проведении закупки, а также разработать проект контракта, заключаемого с единственным поставщиком.
Расчет и обоснование цены не нужны в случаях закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не требуется (ч. 4 ст. 93 названного закона).
Примечание. Проект контракта должен содержать расчет и обоснование цены контракта.
В силу ч. 3 указанной статьи в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Данное требование не распространяется на случаи осуществления закупки у единственного поставщика, предусмотренные п. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Размещение извещения в ЕИС. В силу ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика в случаях, закрепленных в п. 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.
Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в п. 1, 2, 4, 8 ст. 42 Закона N 44-ФЗ. Извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну.
Заключение контракта с единственным контрагентом. Перед заключением контракта учреждению необходимо проверить, внес ли выбранный поставщик (исполнитель, подрядчик) обеспечение исполнения контракта, затем подписывается контракт. Согласно ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан включить в контракт условие об обеспечении исполнения контракта. Однако для закупок у единственного поставщика по основаниям, предусмотренным п. 4-11, 13-15, 17, 20-23, 26, 28-34 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, сделано исключение, и заказчик может не включать в контракт условие об обеспечении контракта.
Уведомление контролирующего органа о заключении контракта (при необходимости). При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, поименованных в п. 6, 9 и 34 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке.
Уведомление направляется при проведении закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения. В остальных случаях уведомление не требуется.
Экспертиза поставленного товара. В силу Закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
При этом в силу ч. 4 ст. 94 данного закона заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, закрепленных в п. 1, 4-6, 8, 15, 17, 18, 22, 23, 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Представление сведений о заключенном договоре
В силу ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ учреждения в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта обязаны направлять в Федеральное казначейство сведения о заключении контракта, его изменении, исполнении или расторжении для включения таких сведений в реестр контрактов.
С этой целью учреждению необходимо сформировать и направить в Федеральное казначейство (п. 10 Порядка ведения реестра*(6)):
- в течение трех рабочих дней со дня заключения договора - информацию и документы, указанные в пп. "а"-"е", "и" (за исключением информации о договорах с субподрядчиками), "м" и "н" п. 2 Порядка ведения реестра;
- в течение трех рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком - информацию, отраженную в пп. "и" и "к" п. 2 Порядка ведения реестра (в части информации о договорах с субподрядчиками);
- в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор либо исполнения или расторжения договора - информацию и документы, указанные в пп. "ж", "з" и "л" п. 2 Порядка ведения реестра.
Информация и документы, подлежащие включению в реестр, направляются заказчиком в электронном виде и подписываются с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика (п. 11 Порядка ведения реестра).
* * *
В заключение еще раз отметим, что под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). Случаи, когда учреждение может осуществить закупку у единственного поставщика, названы в ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Во всех остальных ситуациях должны применяться иные способы закупки.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(2) Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке РФ осуществляет Федеральная антимонопольная служба, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637.
*(3) Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".
*(4) Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации".
*(5) Приказ Минэкономразвития РФ от 31.03.2015 N 189 "Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
*(6) Порядок ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"