Перспективы соцразвития обозначены
Я.Ю. Королева,
эксперт журнала "Руководитель бюджетной организации"
Журнал "Руководитель бюджетной организации", N 4, апрель 2016 г., с. 10-14.
01.03.2016 Правительство РФ утвердило План действий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году. Отдельные его положения - развитие контрактных отношений, реформирование системы контроля и социальной сферы - касаются работы бюджетных учреждений.
Грядущие нововведения в госзакупках мы рассмотрели в другой статье номера. В этой узнаем об изменениях в процедурах проверок и бюджетной деятельности.
Проверять будут не всех
Реформирование системы государственного контроля (надзора) - один из путей обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Внедрение планируемых новаций поможет снизить издержки добросовестных хозяйствующих субъектов на проведение в отношении них безрезультатных и неэффективных проверок, а также сократить количество самих проверок.
Минэкономразвития поручено во II квартале текущего года завершить разработку проекта федерального закона, позволяющего применять риск-ориентированный подход при организации и проведении внеплановых проверок. Предполагается, что "плоская", недифференцированная шкала проверок всех субъектов один раз в три года вне зависимости от их индивидуальных характеристик (крупного промышленного предприятия или небольшой организации) или от отраслевых особенностей (угроза ядерного взрыва или нарушение правил хранения архивных документов) будет заменена на более избирательную. Контрольные органы обязаны "тщательно анализировать поступающие в их адрес регулярную отчетность и разрешительную документацию на предмет срабатывания профилей риска и выходить на проверку только в случае обнаружения соответствующих отклонений от нормальных значений показателей"*(1). Сейчас в ходе проверок выявляется только 1% нарушений.
Нововведением станет предварительное изучение достоверности жалобы, иной информации о нарушении обязательных требований, поступившей в контролирующие органы и инициирующей проведение внеплановой проверки.
Обозначенное введение института предостережения о недопущении нарушений обязательных требований призвано предотвратить возможные проступки, а не наказать за уже совершенные.
Порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия органов государственного, муниципального контроля с проверяемыми субъектами, будет регламентирован. В настоящее время отнесение того или иного вида контроля к дистанционному затруднено отсутствием четких характеристик такого контроля, закрепленных в законе.
Кадры решают все!
Повышение профессионального уровня кадров, создание инфраструктуры оценки квалификации граждан на протяжении их трудовой карьеры являются основами роста производительности труда, что немаловажно для развития экономики. Поэтому в 2016 году запланированы разработка 180 профстандартов и внедрение федеральным законом механизма оценки квалификаций. Ответственные - Минтруд и заинтересованные органы исполнительной власти.
Подготовка востребованных экономикой квалифицированных кадров невозможна без современной материально-технической базы, которая должна быть у образовательных учреждений. А поскольку выделять бюджетные средства становится все проблематичнее, план предусматривает разработку механизма привлечения в сферу образования внебюджетных источников финансирования. Минэкономразвития, Минобрнауки и Минфин в III квартале 2016 года обязаны проработать федеральный закон, устанавливающий механизм предоставления преференций компаниям, участвующим в развитии материальной и учебно-лабораторной базы образовательных организаций, в том числе участвующим в формировании фонда целевого капитала.
А для повышения конкурентоспособности отраслевых учреждений высшего профессионального образования Минобрнауки, Минэкономразвития, Минпромторг, Минсельхоз, Минтранс, а также органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны ведомственными актами утвердить программы развития опорных образовательных организаций высшего образования для региональных экономических систем и программы развития лидирующих отраслевых образовательных организаций высшего образования. Срок - IV квартал 2016 года.
В план включены мероприятия по подготовке и проведению мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам "WorldSkills". WorldSkills - это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профобразования путем гармонизации лучших практик и профстандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профмастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом. Чемпионаты проходят раз в два года в различных странах. Международный чемпионат WorldSkills Championship в 2019 году пройдет в Казани.
В рамках грядущего мероприятия предусмотрены, в частности, создание семи всероссийских центров подготовки высокопроизводительных кадров, обеспечение чемпионатного обучения высококвалифицированных работников и мастеров производственного обучения (экспертов и тренеров WorldSkills) по таким компетенциям, как промышленные и инженерные технологии, информационные и коммуникационные технологии, строительство, обслуживание транспорта и логистика, искусство, дизайн и сфера услуг. Будут разработаны и апробированы программы подготовки мирового уровня по 24 сквозным компетенциям, переняты и адаптированы к российским условиям лучшие мировые практики подготовки высокопроизводительных кадров. Образовательным учреждениям следует учитывать, что запланированы и разработка методик опережающей подготовки кадров для экономики, формирование инфраструктуры подготовки высокопроизводительных кадров.
Стоит отметить, что в 2015 году глава государства подписал 11 поручений, направленных на поддержку и развитие движения WorldSkills в России, среди которых были проведение региональных чемпионатов, открытие специализированных центров компетенций, аккредитованных по стандартам WorldSkills, в каждом субъекте РФ.
Какой госслужащий не любит комфортной езды?
Одним из путей оптимизации бюджетных ассигнований названо сокращение расходов федерального бюджета на транспортное обслуживание отдельных категорий федеральных госслужащих и их командирование. Очевидно, соответствующие изменения произойдут на региональном и муниципальном уровнях. А пока в целях исполнения этой задачи Минтруд, Минфин и Минэкономразвития во II квартале пересмотрят в сторону уменьшения указанные нормативы обеспечения отдельных категорий госслужащих.
В центре внимания - стандарт образования
В продолжение курса на "сближение школы и детского сада" для адаптации первоклассников к освоению учебной программы Минобрнауки и органам исполнительной власти субъектов РФ поручено в IV квартале 2016 года обеспечить переход дошкольных образовательных организаций на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Напомним, что такой стандарт утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 N 1155 и начал действовать с 01.01.2014.
В рамках проекта "Доступная среда", касающегося любого бюджетного учреждения, Минобрнауки и органам исполнительной власти субъектов РФ предписано в течение 2016 года внедрить во всех образовательных организациях федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования.
Средств меньше, медпомощь лучше?
Для обеспечения оптимизации оказания медицинской помощи, рационального использования имеющихся ресурсов системы здравоохранения Минздрав в течение 2016 года должен будет внедрить систему клинических рекомендаций (протоколов лечения). Цель создания клинических рекомендаций - максимально возможная стандартизация медпомощи при сохранении индивидуального подхода, что должно обеспечивать оптимальные результаты лечения и снизить риски.
Чтобы выполнить другую задачу - повысить удовлетворенность граждан доступностью и качеством медпомощи, оказываемой по ОМС, - запланировано сформировать систему информирования граждан об их праве на получение такой медпомощи. В сентябре - октябре 2016 года Минздрав и ФФОМС разработают соответствующий ведомственный акт.
Рациональное использование бюджетных средств, предусмотренных на льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, по-прежнему под пристальным вниманием контролирующих органов. Поэтому Правительство РФ поручило Минздраву, Минэкономразвития, Минфину с привлечением субъектов РФ продолжить работу над совершенствованием модели определения потребности в лекарственных препаратах для государственных нужд на основе системы персонифицированного учета пациентов до конца текущего года. Результат будет представлен в виде доклада.
А вот внедрение механизмов разделения финансовой ответственности между участниками системы ОМС (фондами ОМС, страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями) - уже в планах на ближайшие два года. Напомним, что эта установка была озвучена правительством и в 2015 году в "Основных направлениях деятельности правительства РФ до 2018 года"*(2) как одна из задач перехода на страховые принципы системы ОМС. Согласно рассматриваемому документу Минздрав, Минэкономразвития, Минфин, ФАС, ФФОМС разработают федеральный закон, вносящий соответствующие изменения в законодательство об ОМС. Некоторые эксперты-скептики полагают, что таким образом внедряется дополнительная "монетизация" медицины.
* * *
Минэкономразвития поручено обеспечивать взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов РФ по вопросам реализации плана, анализировать полученную от них информацию и ежемесячно представлять в Правительство РФ доклад о ходе его выполнения.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно информации из выступления О.В. Фомичева - заместителя Министра экономического развития РФ - на конференции "Устранение административных барьеров и оптимизация государственного контроля как фактор восстановления экономического роста" 18.03.2015.
*(2) Утверждены Правительством РФ 14.05.2015.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"