Особенности исполнения в отношении военнослужащих уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества
С.Ф. Дубровский,
помощник военного прокурора Власихинского гарнизона,
лейтенант юстиции
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 1, январь 2016 г., с. 98-103.
В целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (УК РФ) применяются наказания.
Нередко уголовные правонарушения совершаются военнослужащими, при этом совершаются не только преступления против военной службы, но и иные преступления, предусмотренные Особенной частью УК РФ. В 2012 г., по данным Военной прокуратуры Центрального военного округа*(1) (далее - ЦВО), общеуголовные преступления стали доминировать над воинскими. Так, на территории ЦВО зафиксировано 568 преступлений против военной службы, что составило 44,5%, против собственности 349 - 27,4%, против государственной власти, интересов государственной службы 193 преступления - 15,1% и иных преступлений 165 - 13%.
Вместе с тем, средствам массовой информации Главный военный прокурор, государственный советник юстиции 1 класса С.Н. Фридинский*(2) сообщил, что в 2012 г. число преступлений в Вооруженных Силах Российской Федерации сократилось почти на 7%. Уменьшилось количество тяжких преступлений и почти на четверть - преступлений против военной службы. Постоянно растет число воинских подразделений, в которых вообще не зарегистрировано ни одного преступления. К примеру, в ЦВО количество осужденных военными судами снизилось с 1 541 в 2011 г. до 1 275 в 2012 г., из них осуждено: офицеров - 213, прапорщиков - 100, солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, - 373 человека, солдат и сержантов, проходящих военную службу по призыву, - 500 человек.
В борьбе с уже совершенными преступными деяниями, как показывает практика, самым действенным является применение дифференцированных мер уголовно-исполнительного характера. В настоящей статье нами будут рассмотрены особенности исполнения в отношении военнослужащих уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества.
В отношении военнослужащих, в том числе в зависимости от их состава, установлены некоторые особенности применения наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ, а также особенности отбывания наказаний, так как согласно ст. 5 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) на осужденных военнослужащих распространяются нормы не только Особенной части УИК РФ, но и Общей части, а также подзаконные акты Министерства обороны Российской Федерации.
Арест может быть назначен военнослужащим, проходящим военную службу как по контракту, так и по призыву, на основании приговора суда на срок от одного до шести месяцев.
Правовое регулирование отбывания данного наказания осуществляется гл. 19 УИК РФ, приложением N 4 к Уставу военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161, и разд. 3 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 июля 1997 г. N 302.
При назначении ареста военнослужащие должны отбывать данный вид наказания в условиях строгой изоляции от общества на гауптвахте или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт. При содержании обеспечивается воспитание военнослужащих, содержащихся на гауптвахте, в духе соблюдения ими законов и воинских уставов, добросовестного выполнения воинского долга и других обязанностей военнослужащего.
Законодательством предусмотрены требования по раздельному содержанию осужденных военнослужащих: лица офицерского состава содержатся отдельно от других составов военнослужащих; прапорщики, мичманы, сержанты и старшины - отдельно от рядового состава; военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, - отдельно от военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается. Соответственно во время отбывания ареста военнослужащий не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев признания его не годным к военной службе по состоянию здоровья. Осужденным военнослужащим за время отбывания ареста должно выплачиваться денежное содержание в размере оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности по 1-му тарифному разряду.
Содержание в дисциплинарной воинской части может быть назначено военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Наказание устанавливается на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных Особенной частью УК РФ, за совершение преступлений против военной службы, а также в случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок. Соответственно к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, которые отслужили срок службы по призыву, положение ст. 55 УК РФ о замене лишения свободы на содержание в дисциплинарной воинской части не применимо - они отбывают наказание в виде лишения свободы на общих основаниях независимо от срока наказания. В ЦВО в 2012 г. к данному виду наказания привлечены 49 военнослужащих: за самовольное оставление части, преступления на почве неуставных взаимоотношений, рукоприкладство и за другие составы, предусмотренные гл. 33 УК РФ.
Правовое регулирование отбывания содержания в дисциплинарной воинской части осуществляется гл. 20 УИК РФ, Положением о дисциплинарной воинской части, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 1997 г. N 669, и разд. 4 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими.
Осужденные военнослужащие отбывают наказание в отдельных дисциплинарных батальонах или отдельных дисциплинарных ротах. В период отбывания данного наказания все осужденные военнослужащие независимо от их воинского звания и ранее занимаемой должности находятся на положении солдат (матросов).
К осужденным военнослужащим применяются основные средства исправления, предусмотренные УИК РФ, устанавливается режим, обеспечивающий исправление осужденных военнослужащих. Командование дисциплинарной воинской части проводит воспитательную работу с осужденными военнослужащими, организовываются занятия по военной подготовке, осужденные привлекаются к труду.
Время пребывания осужденного военнослужащего в дисциплинарной воинской части в общий срок военной службы, как правило, не засчитывается, вместе с тем, командующему войсками военного округа (флотом) предоставляется право в исключительных случаях засчитывать время отбывания наказания в общий срок военной службы в порядке, предусмотренном п. 33 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими.
Здесь уместно отметить степень уделяемого внимания организации исполнения указанных наказаний. До 2011 г. дисциплинарных воинских частей было пять, из которых в настоящее время действует две: в поселке Мулино Нижегородской области и в поселке Каштак под Читой, в которых содержится до 500 военнослужащих (дисциплинарные части в поселке Замчалово Краснодарского края, в Новосибирске и в Уссурийске расформированы)*(3).
Лишение свободы на определенный срок может быть назначено военнослужащим вне зависимости от порядка и условий прохождения военной службы и занимаемой должности на срок от двух месяцев до двадцати лет. В ЦВО в 2012 г. к реальным срокам лишения свободы за преступления против военной службы, против собственности, в том числе за преступления коррупционной направленности, было привлечено 256 лиц (из них 14 офицеров, 13 прапорщиков, 113 военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и 102 военнослужащих, проходящих военную службу по призыву).
В зависимости от категории совершенного преступления, с учетом обстоятельств совершения преступления и личности виновного суд может назначить отбывание лишения свободы в колониях-поселениях, в исправительных колониях общего, строгого или особого режима, также отбывание части срока наказания может быть назначено в тюрьме. Как правило, осужденные отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.
Следует отметить, что ст. 80 УИК РФ предусмотрено раздельное содержание различных категорий осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях. В частности, в отдельных исправительных учреждениях содержатся осужденные, бывшие работниками судов и правоохранительных органов. По общему правилу на осужденных военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации указанная дифференциация не распространяется и данное наказание в отношении их исполняется на общих основаниях, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством. Вместе с тем, в указанные учреждения также могут быть направлены и иные осужденные: старшие и высшие офицеры Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных органов ФСБ России и внутренних войск МВД России, работники госаппарата, бывшие депутаты Государственной Думы России и др.*(4)
В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания и условий содержания. В связи с тем что осужденные военнослужащие подлежат исключению из сферы военно-служебных отношений, занятия по военной подготовке и воинскому воспитанию с данной категорией лиц уже не проводятся.
В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ при вступлении в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы, в том числе условно (за преступление, совершенное умышленно), он подлежит увольнению с военной службы (пп. "е", "е.1" ч. 1 ст. 51). Кроме того, отбытие военнослужащим лишения свободы является правовым ограничением для последующего восстановления на военной службе или поступления на иные виды государственной службы; так, в соответствии со ст. 34 указанного Закона контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, все вышеизложенное позволяет сформулировать следующие выводы. Наказание в виде лишения свободы в отношении военнослужащих за преступления, в том числе против военной службы, исполняется исправительными учреждениями, входящими в состав уголовно-исполнительной системы и регулируется достаточно развитым законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами Минюста России и ФСИН России. В отношении осужденных военнослужащих наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части исполняется специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями. Представляется, что военное законодательство в данной сфере проработано недостаточно; к примеру, в Положении о Министерстве обороны Российской Федерации*(5) отсутствуют задачи, связанные с данным социально значимым направлением деятельности.
Военнослужащие, приговоренные к содержанию в дисциплинарной воинской части, в отличие от военнослужащих, приговоренных к лишению свободы, не исключаются из военно-служебных отношений, и им дается шанс продолжить прохождение службы, для чего проводятся занятия по военной подготовке и иные мероприятия по воинскому воспитанию. Как известно, воинские наказания исконно являлись "рычагом" воздействия на армейскую среду и способствовали поддержанию в ней порядка. Вместе с тем, с учетом того, что в настоящее время в армейском строю находятся около 240 тыс. солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, а в перспективном плане развития Вооруженных Сил к 2017 г. зафиксирован кадровый рубеж в 425 тыс. военных профессионалов*(6), количество действующих дисциплинарных воинских частей и гауптвахт является недостаточным для того, чтобы в полной мере обеспечить дифференцированное назначение уголовных наказаний для военнослужащих. Военный прокурор ЦВО генерал-лейтенант юстиции Е.В. Иванов придерживается точки зрения, согласно которой строительство гауптвахт необходимо, потому что это важный инструмент в руках командиров*(7).
Помимо вышеизложенного, следует отметить то, что осужденные бывшие военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, в отличие от осужденных бывших работников судов и правоохранительных органов, отбывают наказание не в специализированных исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Конечно, отграничение бывших сотрудников правоохранительных органов от иных категорий осужденных обусловлено в первую очередь необходимостью обеспечения их личной безопасности, которая может быть нарушена в связи с прошлой профессиональной деятельностью*(8). Но содержание бывших военнослужащих (которые остаются военными профессионалами) с иными категориями осужденных также может повлечь негативные тенденции для государства. Понятно и то, что в краткосрочной перспективе невозможно создание развитой системы отдельных "военных тюрем" с учетом принципа, заложенного в уголовно-исполнительном законодательстве, согласно которому в целях сохранения социальных связей осужденные отбывают наказание в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. С учетом изложенного представляется необходимым предусмотреть в ст. 80 УИК РФ дополнительные требования по раздельному содержанию осужденных бывших военнослужащих и других категорий осужденных.
Как справедливо отмечает А.В. Ищенко, воинские наказания должны быть адекватными социально-экономическим условиям в стране, состоянию преступности в армии, ее структуре и динамике*(9). Во внимание должны приниматься все значимые обстоятельства, а также зарубежный опыт по совершенствованию военно-пенитенциарного законодательства. Вышеизложенные аспекты определяют настоятельную необходимость научного осмысления происходящих процессов и поиска новых оптимальных направлений, форм и методов профилактики и борьбы с преступностью в среде военнослужащих, а также совершенствования российского уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Сведения о всех лицах, осужденных и оправданных по уголовным делам органов военной прокуратуры в 2011, 2012 годах и первом полугодии 2013 года по уголовным делам ВП ЦВО // Статистика организационно-аналитического отдела Военной прокуратуры ЦВО.
*(2) Интервью Главного военного прокурора Фридинского С.Н. // Рос. газ. 2013. 3 июня.
*(3) Гаврилов Ю. Сидеть по-военному // Рос. газ. 2013. 17 июля.
*(4) Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: учеб. для юрид. вузов и факультетов. М., 2010. С. 217.
*(5) Указ Президента Российской Федерации "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" от 16 августа 2004 г. N 1082.
*(6) Гаврилов Ю. Призыв уходит в минус // Рос. газ. 2013. 20 сент.
*(7) Военный прокурор выступает за строительство гауптвахт // Военно-промышленный курьер. 2013. 28 февр.
*(8) Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кирильчука Вячеслава Павловича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 80 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13 окт. 2009 г. N 1141-О-О. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы "Гарант".
*(9) Ищенко А.В. Дифференциация и индивидуализация наказаний, назначаемых военнослужащим Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 5-6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Особенности исполнения в отношении военнослужащих уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества
Автор
С.Ф. Дубровский - помощник военного прокурора Власихинского гарнизона, лейтенант юстиции
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 1, январь 2016 г.