Некоторые аспекты аудита в бюджетных учреждениях
Г.Я. Остаев,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита,
Ижевская государственная сельскохозяйственная академия,
Ижевск, Российская Федерация
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 8, апрель 2016 г., с. 37-41.
Предмет. В статье рассматривается необходимость значительного повышения внимания к вопросам организации аудита в бюджетных организациях. Предметом аудита в бюджетных учреждениях является информация, подлежащая сбору, оценке и изучению в целях раскрытия содержания и познания фактов, касающихся функционирования систем хозяйственного механизма и положения экономических объектов хозяйствующего субъекта. Бюджетный учет обобщает в денежном выражении состояние финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления.
Цели и задачи. Раскрыть некоторые особенности аудита в бюджетных учреждениях путем разработки рекомендаций и положений, позволяющих сформировать эффективную систему учета и контроля.
Аудит бюджетного учреждения представляет собой действия по документальному и фактическому аудиту отдельных финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемой бюджетной организацией за определенный период времени. Целью аудита бюджетного учреждения является обеспечение законного и эффективного формирования и использования средств бюджетов.
Следует отметить, что аудит не отменяет государственный контроль достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти. Для достижения цели аудитор формирует главную задачу: определить конкретные направления проверки, включающие области повышенного риска искажений.
Методология. В настоящей работе с помощью аудиторских процедур (документальной проверки, нормативной проверки, пересчета, арифметической проверки, сверки данных и т.д.) проанализированы различные аспекты бюджетного учета.
Результаты. Представленный вариант аудита учета в бюджетных учреждениях раскрывает оптимальные способы и процедуры проверки.
Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что применяя предлагаемую методику аудита можно оценить и установить соблюдение достоверности, законности хозяйственных операции.
В современное время с распространением различных форм собственности все больше организации, в том числе бюджетных учреждений, нуждаются в аудите эффективности своей деятельности. Экономическая деятельность бюджетных учреждений периодически подвергается финансовому контролю (аудиту) в соответствии с действующим бюджетным законодательством. Рассмотрим некоторые вопросы проведения аудита в бюджетных учреждениях.
Объектами аудита в бюджетных организациях являются доходы бюджета, источники финансирования, расходы, операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, а также сметы доходов и расходов бюджетных учреждений.
Аудитом бюджетной организации является независимая проверка состояния бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, проводимая в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
При аудите бюджетных учреждения, аудитор должен руководствоваться следующими нормативно-правовыми документами бюджетного учета:
- Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н (с изм. и доп.) "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
Бюджетный учет - это учет, который ведется в государственных органах, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.
Все проводимые бюджетными учреждениями финансовые операции должны быть подвергнуты независимому аудиту.
При аудите доходов в бюджетном учреждении аудитор должен знать, что доходами бюджета признаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и т.д.
При аудите сметы доходов и расходов следует проверить, отражены ли все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности (доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления), и иной деятельности. При этом аудитор должен изучить доходы бюджета, расходы бюджета, источники финансирования бюджета.
Основными направлениями аудита бюджетных учреждений являются: организация бюджетного процесса; соблюдение бюджетной системы; проверка соответствия единым принципам организации бюджетного процесса; планирование расходов; состава и полномочий участников бюджетного процесса и т.д.
При аудите бюджетного учета следует установить соблюдение единого порядка ведения учета и представления отчетности бюджетного учреждения, унифицированных форм бюджетной документации и отчетности бюджетных учреждений.
Порядок осуществления аудита учета в бюджетных учреждениях можно представить следующим образом:
Шаг 1. Аудит первичных бухгалтерских документов
Все хозяйственные операции, осуществленные учреждениями, финансовыми органами, органами казначейства, подтвержденные первичными документами, подвергаются аудиту (табл. 1).
Таблица 1
Аудит первичных документов бюджетных учреждений
N | Первичный документ | Действия аудитора |
Документы учета основных средств | ||
1 | Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) | Документальная проверка, проверка обоснованности действий, целесообразность операции, арифметическая проверка, сверка данных, инвентаризация и т.д. |
2 | Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств | |
3 | Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) | |
4 | Акт о списании автотранспортных средств | |
5 | Акт о приеме-передаче здания (сооружения) | |
6 | Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) | |
7 | Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств | |
8 | Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) | |
Документы учета денежных средств | ||
9 | Хронологическая проверка документальная проверка, арифметическая проверка и т.д. | |
10 | ||
11 | Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров | |
Документы учета материалов | ||
12 | Акт о приемке материалов | Нормативная проверка, документальная проверка, арифметическая проверка и т.д. |
13 | ||
14 | Накладная на отпуск материалов на сторону | |
Документы учета расходов на автотранспорт | ||
15 | Путевой лист строительной машины | Арифметическая проверка, хронологическая проверка, документальная проверка и т.д. |
16 | Путевой лист легкового автомобиля | |
17 | Путевой лист специального автомобиля | |
18 | Путевой лист грузового автомобиля | |
19 | Путевой лист автобуса необщего пользования |
Аудитором должны быть проверены все обязательные реквизиты и показатели, содержащиеся в первичных документах бюджетного учета в учреждениях, финансовых органах, органах казначейства (наименование документа; дата составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц).
Шаг 2. Аудит регистров бюджетного учета
При аудите бюджетного учета в учреждениях, финансовых органах, органах казначейства проверке подвергаются регистры бюджетного учета, содержащие обязательные реквизиты и показатели. Данные проверенных и принятых к учету первичных документов сверяют по датам совершения операций в хронологическом порядке в регистрах бюджетного учета (табл. 2).
Таблица 2
Аудит регистров бюджетного учета
N | Регистры бюджетного учета | Действия аудитора |
1 | Журнал операций по счету "Касса" | Документальная проверка, проверка записей, сверка данных, арифметическая проверка, хронологическая проверка, встречная проверка и т.д. |
2 | Журнал операций с безналичными денежными средствами | |
3 | Журнал операций расчетов с подотчетными лицами | |
4 | Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками | |
5 | Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам | |
6 | Журнал операций расчетов по оплате труда | |
7 | Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов | |
8 | Журнал по прочим операциям | |
9 |
Записи в журналах по совершенным хозяйственным операциям подвергаются сверке аудитором не только по отдельным документам, но и группам однородных документов.
При аудите корреспонденции счетов в журнале операций проверяются в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета. Журналы операций должны быть подписаны главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций. Аудиту подвергаются месячные обороты по счетам, данные по которым отражены в Главной книге.
В органах казначейства и в финансовых органах ведется Журнал по прочим операциям, данные из которого записываются в Главную книгу ежедневно.
При аудите кассового обслуживании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами казначейства, аудит хозяйственных операций проводится в отдельной Главной книге по каждому обслуживаемому бюджету на соответствующих счетах (табл. 3).
Шаг 3. Аудит правильности записей на счетах бюджетного учета
Счета бюджетного учета, отраженные в документах, предназначены для того, чтобы обозначить операции ведения бюджетного учета для учреждений государственной власти, управления внебюджетных фондов, территориальных органов управления, которые занимаются кассовым обслуживанием в бюджетной системе государства, поэтому аудитор подвергает сплошной и выборочной проверке все операции, отраженные на данных счетах.
Аудитору необходимо учитывать, что бюджетные учреждения, которые занимаются учетом операций по выполнению смет доходов, расходов бюджетных, а также средств, применяют в данной области План счетов, который утверждается Министерством финансов РФ и входит в состав Инструкции к учету бюджета (табл. 3).
Таблица 3
Аудит счетов бюджетного учета
N | Аудит записей отраженных на счетах бюджетного учета | Действия аудитора |
1 | Аудит счетов по нефинансовым активам | Проверке подвергаются счета учета основных средств, непроизведенных и нематериальных активов, амортизации, материальных запасов, вложений в нефинансовые активы и нефинансовых активов в пути |
2 | Проверка счетов по финансовым активам | Проверке подвергаются счета учета денежных средств и денежных документов учреждения, дебиторской задолженности |
3 | Ознакомление со счетами по обязательствам | Проверке подвергаются счета учета кредиторской задолженности учреждения |
4 | Изучение счетов по финансовым результатам | Проверке подвергаются счета учета доходов и расходов учреждения и отражения финансового результата прошлых периодов |
5 | Анализ счетов по санкционированным расходам бюджетов | Проверке подвергаются счета отражения информации о лимитах полученных и переданных бюджетных обязательств, а также о бюджетных ассигнованиях |
6 | Проверка забалансовых счетов | Проверке подвергаются ценности, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему, а также бланки строгой отчетности, санаторные путевки, полученные безвозмездно. |
Полнота и правильность формирования и раскрытия информации об операциях в бюджетном учете также подлежит аудиторской проверке.
Шаг 4. Обобщение результатов аудита
Выявленные нарушения и ошибки фиксируются в рабочих документах аудитора. Рабочие документы должны быть оформлены в виде таблиц нарушений с указанием характеристики нарушения, нормативного документа, который нарушен, а также рекомендаций аудитора по устранению нарушений.
Рабочий документ, аудитора должен отражать информацию (доказательства), представленную в табл. 4.
Таблица 4
Основные принципы документирования информации в рабочих документах аудитора
N | Принципы отражения информации | Расшифровка принципов документирования информации (доказательств) |
1 | Уместность | Информация должна быть полезной для принятия эффективных решений |
2 | Своевременность | Информация должна предоставляться оперативно, то есть в сроки, позволяющие вовремя принимать необходимые решения |
3 | Адресность | Доказательства должны предоставляться конкретным пользователям для принятия конкретных решений |
4 | Необходимость | Информация должна быть достаточной для принятия соответствующего решения, она не должна быть избыточной и чрезмерной |
5 | Аналитичность | Доказательства должны содержать данные текущего анализа и способствовать проведению последующего анализа |
6 | Ясность | Информация должна быть понятна для всех пользователей |
7 | Подлинность | Доказательства должны содержать достоверную информацию, в ней не должны быть ошибки и неточности |
8 | Сравнимость | Информация должна быть сопоставима, что позволит пользователям выявить сходства и различия показателей |
В рабочем документе следует указать факты нарушения, характеристику нарушения, лиц, допустивших нарушения и т.д.
По результатам проверки следует сделать обоснованные выводы и внести предложения по устранению выявленных ошибок в бюджетном учете; рекомендовать экономическому субъекту внедрение более прогрессивных методов учета и контроля.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ.
2. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ.
3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
4. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 01.07.2013 N 65н.
5. Федеральное правило (стандарт) N 7/2011 "Аудиторские доказательства".
6. Алборов Р.А., Концевая С.М. Экспресс-аудит достоверности данных бухгалтерского учета // Финансовый менеджмент. 2011. N 4. С. 136-143.
7. Булыга Р.П. Становление и развитие стратегического аудита // Аудитор. 2014. N 4. С. 10-17.
8. Данилевский Ю.А. Финансовый контроль в обновленном бюджетном процессе // Финансы. 2006. N 5. С. 69-73.
9. Остаев Г.Я., Концевая С.М., Концевой Г.Р. Методические подходы к сбору и изучению аудиторских доказательств // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях. Материалы II Международной научно-практической конференции: в 2-х ч. / под редакцией Ю.С. Руденко, Л.Г. Руденко. 2016. С. 599-606.
10. Остаев Г.Я., Концевой Г.Р., Алборов А.А. Особенности бюджетирования в управленческом учете / Теория и практика - устойчивому развитию агропромышленного комплекса. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Ижевская государственная сельскохозяйственная академия. 2015. С. 308-312.
11. Остаев Г.Я., Концевой Г.Р. Особенности сбора аудиторских доказательств // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2015. N 15. С. 36-42.
12. Суйц В.П., Волошин Д.А. Аудит эффективности бизнес-процессов как инструмент контроля // Проблемы теории и практики управления. 2014. N 6. С. 100-107.
13. Мельник М.В. Организация системы внутреннего аудита и контроля в крупных организациях // Аудиторские ведомости. 2012. N 1-2. С. 118-134.
14. Шеремет А.Д. Некоторые проблемы развития аудита в России // Аудит. 2014. N 9. С. 24-27.
15. Stanislava Kontsevaya Concept and arrangement of internal economic control in agricultural sector in terms of Russian Federation // Proceedings of the Conference Agrarian perspectives XXIII, Prague, pp. 103-111, 09.2014.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).