Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете затраты на сертификацию выпускаемой продукции?
Специалисты Центра методологии бухгалтерского
учета и налогообложения
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 8, апрель 2016 г., с. 50-52.
Гражданско-правовые отношения
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона N 184-ФЗ подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
Пункт 2 статьи 20 Закона N 184-ФЗ гласит, что добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
Пункт 3 статьи 20 Закона N 184-ФЗ закрепляет возможность проведения обязательной сертификации.
В то же время, учитывая положения пункта 1 статьи 21 и пункта 1 статьи 25 Закона N 184-ФЗ, и добровольное и обязательная сертификация предполагает заключение договора заявителя с органом сертификации.
Следовательно, гражданско-правовые отношения в обоих случаях одинаковы.
Бухгалтерский учет
Согласно пункту 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
Таким образом, действующими ПБУ не предусмотрено признание затрат на сертификацию выпускаемой продукции как какого-либо актива.
Однако в письме Минфина России от 12.01.2012 N 07-02-06/5 было указано, что затраты, относящиеся к следующим отчетным периодам, которые не соответствуют условиям признания определенного актива, отражаются в бухгалтерском балансе как расходы будущих периодов и подлежат списанию путем их обоснованного распределения между отчетными периодами в порядке, установленном организацией, в течение периода, к которому они относятся.
Таким образом, организация имеет возможность самостоятельно установить в своей учетной политике правило о том, что при учете расходов на сертификацию выпускаемой продукции необходимо предварительно учесть затраты на данную операцию в качестве расхода будущих периодов и признавать их равномерно в составе расходов в течение срока действия сертификата.
Как следует из пунктов 5, 7, 18 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н расходы по добровольной сертификации производятся с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и признаются расходами по обычным видам деятельности в составе коммерческих расходов.
Согласно пункту 19 ПБУ 10/99 списание расходов производится равномерно со счета 97 по кредиту в дебет счета 44 "Расходы на продажу".
Налоговый учет
НДС
В соответствии с правилами пунктов 1, 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 НК РФ у заявителя есть возможность принять НДС к вычету при наличии счета-фактуры и первичных документов, подтверждающих реальность операции.
Предъявленные суммы НДС отражаются по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" в корреспонденции с кредитом счета 60. Принятие к вычету сумм НДС отражается по кредиту счета 19 в корреспонденции с дебетом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Налог на прибыль организации
Пункт 1 статьи 252 НК РФ устанавливает, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Минфин России в письме от 25.09.2007 N 03-03-06/4/137 указал, что расходы на проведение добровольной сертификации алкогольной и другой продукции (работ, услуг) учитываются для целей налогообложения прибыли при условии, что указанная экспертиза проводится в форме подтверждения соответствия в порядке, установленном Законом N 184-ФЗ.
Аналогичный вывод сделан и в отношении обязательной сертификации продукции в письме Минфина России от 06.10.2011 N 03-03-06/1/635, в котором было указано, что затраты заявителя на обязательное подтверждение соответствия продукции, проводимое в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации в порядке, установленном Федеральным законом N 184-ФЗ, подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
Исходя из положений абзаца 3 пункта 1 статьи 272 НК РФ и позиции Минфина России, выраженной в письме от 06.10.2011 N 03-03-06/1/635, понесенные налогоплательщиком расходы на сертификацию включаются в состав расходов равномерно в течение срока действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проводки
Дебет счета 97 Кредит счета 43 - списана стоимость готовой продукции, переданной для проведения сертификации (первичный документ - накладная на отпуск продукции);
Дебет счета 97 Кредит счета 60 - стоимость работ на проведение сертификации отражена в составе расходов будущих периодов (первичные документы: сертификат соответствия, бухгалтерская справка-расчет);
Дебет счета 19 Кредит счета 60 - отражена сумма "входного" НДС (первичный документ - счет-фактура);
Дебет счета 68 Кредит счета 19 - сумма "входного" НДС принята к вычету (первичный документ - счет-фактура);
Дебет счета 60 Кредит счета 51 - перечислена плата за проведение работ по сертификации (первичный документ - выписка банка по расчетному счету).
Ежемесячно в течение срока действия сертификата:
Дебет счета 44 Кредит счета 97 - расходы по сертификации отражены в составе коммерческих расходов (первичный документ - бухгалтерская справка-расчет).
Заключение
Операции по учету затрат на сертификацию выпускаемой продукции необходимо отражать в бухгалтерском и налоговом учете с учетом рекомендаций, приведенных выше.
15 апреля 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).