По результатам проведения аттестации рабочих мест в 2010 г. предприятие установило рабочим с вредными условиями труда дополнительный отпуск, оплату труда в повышенном размере и выдачу молока (компенсация), что отражено в коллективном договоре. В 2016 году проведена специальная оценка труда, по результатом которой общая оценка условий труда по рабочим местам значительно понизилась, хотя оборудование, условия труда на рабочих местах осталось неизменным. Например, у водителя автомобиля (ассенизационного) по аттестации рабочих мест от 2010 года общая оценка условий труда 3.4, гарантии и компенсации с вредными условиями труда: повышенная оплата труда, дополнительный отпуск, молоко. У водителя автомобиля (ассенизационного) по специальной оценке условий труда от 2016 года общая оценка условий труда 3.1, гарантии и компенсации с вредными условиями труда: повышенная оплата труда, дополнительный отпуск - нет, молоко - нет. Разъясните порядок назначения компенсаций за вредные условия труда и порядок наших действий для недопущения нарушения трудового законодательства. Нет ли здесь нарушения п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона "О специальной оценки труда"?
Компенсация за вредные условия труда назначается в соответствии с СОУТ. О нарушении законодательства в данном случае говорить сложно без изучения результатов СОУТ.
Если работники не согласны с результатами специальной оценки условий труда на своих рабочих местах, то такие результаты могут быть обжалованы в территориальный орган Роструда государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд. В случае выявления нарушений работодатель будет обязан провести внеплановую специальную оценку условий труда.
Правовое обоснование:
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке. Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ О специальной оценке условий труда внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться, в том числе, в случае получения работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований указанного Федерального закона.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда).
За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс. Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). При пропуске по уважительным причинам сроков они могут быть восстановлены судом. Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя. При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).
Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", май 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.