Какими законами регулируется прием на работу бывших военнослужащих из различных силовых структур, а также работников государственной службы иных видов? Каковы особенности приема таких работников? Какие документы и информацию необходимо запрашивать при приеме их на работу (и в каком виде)?
Прежде всего отметим, что военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами (например служба в органах внутренних дел), являются видами федеральной государственной службы (ст. 2 и ст. 6 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон N 58-ФЗ), п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 342-ФЗ)).
Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания (ст. 6 Закона N 58-ФЗ, ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (п. 1 ст. 1 Закона N 342-ФЗ).
Гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета, является государственным служащим (ст. 10 Закона N 58-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции) гражданин, замещавший должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения с государственной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Соответствующий перечень должностей федеральной государственной службы утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557. Должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов приведены в разделе II Указа N 557, а также в перечнях, утвержденных руководителями соответствующих федеральных государственных органов (смотрите, например, Перечень воинских должностей..., утвержденный приказом Министра обороны РФ от 24.11.2014 N 865, Перечень должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации..., утвержденный приказом МВД России от 31.10.2013 N 875).
В силу ч. 2 ст. 12 Закона о противодействии коррупции и части первой ст. 64.1 ТК РФ граждане, замещавшие должности государственной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения обязаны, заключая трудовой договор, сообщать работодателю о последнем месте службы.
Часть 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции обязывает работодателя в случае заключения с такими лицами трудового договора в течение двух лет после их увольнения с государственной службы сообщать об этом представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту их службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ. Аналогичное требование содержит и часть третья ст. 64.1 ТК РФ.
Отметим, что названные требования должны выполняться при заключении как трудовых договоров по основному месту работы, так и трудовых договоров по совместительству (смотрите также ответ Роструда с информационного портала "Онлайнинспекция.РФ").
Сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора (п. 4 Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29).
Отметим, что такая обязанность возложена на работодателя независимо от размера заработной платы, установленной трудовым договором. Как следует из приведенных норм, ограничение по сумме вознаграждения имеет место только в случае заключения с бывшим государственным или муниципальным служащим гражданско-правового договора на выполнение работ или оказание услуг. Если с бывшим служащим заключается трудовой договор, то размер заработной платы не имеет значения. Законодательство не ставит обязанность работодателя сообщать о заключении названных выше договоров и в зависимость от того, замещал ли бывший государственный или муниципальный служащий должность, включающую функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией.
Невыполнение работодателем обязанности, установленной ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции и частью третьей ст. 64.1 ТК РФ, является основанием для привлечения к административной ответственности в виде наложения административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (ст. 19.29 КоАП РФ).
Таким образом, работодатель, заключая трудовой договор с бывшим военнослужащим или служащим различных силовых структур в течение двух лет после их увольнения с государственной службы, должен определить, относится ли бывший служащий к лицам, в отношении которых действуют ограничения ст. 64.1 ТК РФ и ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции (т.е. включена ли замещаемая им ранее должность в соответствующий Перечень должностей) (смотрите также Информацию Минюста РФ от 30.05.2014 "Памятка работодателю, принимающему на работу бывшего государственного или муниципального служащего").
Выяснить, что работник ранее состоял на государственной службе, работодатель может из документов, которые работник обязан предъявить ему в соответствии с частью первой ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора, а именно, из трудовой книжки, военного билета. Также сведения об этом могут быть получены от самого работника в устной беседе, а также из его резюме, анкет работника.
Статья 65 ТК РФ устанавливает перечень документов, предъявление которых работником необходимо при заключении трудового договора. При этом в соответствии с частью второй ст. 65 ТК РФ в отдельных случаях с учетом специфики работы Трудовым кодексом, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов*(1). В связи с этим некоторые суды делают выводы, что включение в Закон о противодействии коррупции вышеприведенных обязанностей работника позволяет говорить и о наличии у работодателя в силу части второй ст. 65 ТК РФ обязанности требовать при приеме на работу граждан, проходивших государственную или муниципальную службу, сведения о том, какие должности соответствующей службы они занимали (смотрите, например, постановление Красноярского краевого суда от 15.04.2013 по делу N 4А-209/2013).
Вместе с тем в силу различных причин работодатель при заключении трудового договора может не располагать информацией о том, что соискатель является бывшим государственным или муниципальным служащим (например, им не предъявлена трудовая книжка*(2), военный билет*(3) и т.п.). Как отметил Верховный суд РФ в постановлении от 20.12.2013 N 31-АД13-4, в ситуации, когда отсутствуют сведения о том, что соискатель ранее замещал государственную или муниципальную должность, работодатель не имеет возможности сообщить о его трудоустройстве, и, соответственно, его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, отсутствует. При этом обязанность работодателя по сообщению о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы после заключения трудового договора сохраняется и возникает с того момента, когда он узнал или должен был узнать о выше названных фактах уже в процессе трудовой деятельности работника (смотрите решение Ростовского районного суда Ярославской области от 07.02.2013 по делу N 12-9/13).
Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Особенности приема на работу бывших государственных и муниципальных служащих.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
12 апреля 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Также отметим, что в соответствии с ч. 1.1 ст. 12 Закона о противодействии коррупции комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации в течение 7 дней со дня поступления указанного обращения и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение 1 рабочего дня. Это уведомление на основании части второй ст. 65 ТК РФ необходимо рассматривать в качестве обязательного в такой ситуации документа, предъявляемого при приеме на работу. Вместе с тем, как указано в Разъяснениях..., приведенных в письме Минтруда России от 22.06.2012 N 17-1/10/1-248, принятие решения о необходимости получения согласия комиссии является ответственностью гражданина (бывшего служащего). Гражданин в целях принятия такого решения должен самостоятельно оценить, входило ли в его должностные (служебные) обязанности осуществление отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении организации, в которую он планирует устраиваться на работу. Поэтому, полагаем, работодатель не вправе требовать от бывшего служащего, поступающего к нему на работу, представления документа, подтверждающего факт согласия комиссии на заключение трудового договора, поскольку организация в любом случае не в состоянии сама оценить необходимость наличия такого документа. Если обнаружится нарушение бывшим служащим требований ч. 1 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, трудовой договор с ним подлежит прекращению по п. 11 части первой ст. 77 ТК РФ.
*(2) Согласно части пятой ст. 65 ТК РФ в случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.
*(3) Поскольку отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законе в качестве обстоятельства, исключающего возможность трудоустройства, то прием на работу граждан, у которых в нарушение требований части первой ст. 65 ТК РФ отсутствует документ воинского учета, представляется возможным (смотрите Энциклопедию решений. Документы воинского учета).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.