Особенности приема на работу бывших государственных и муниципальных служащих
Смотрите в этом материале
- категории бывших служащих, на которые распространяются особенности;
- необходимость согласия комиссии для трудоустройства бывшего служащего;
- уведомление бывшим служащим работодателя о последнем месте службы;
- сообщение представителю нанимателя о заключении с бывшим служащим трудового договора
Для граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ (далее - бывшие служащие), статьей 64.1 ТК РФ и статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) предусмотрены особенности приема на работу.
Во-первых, бывшие служащие в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых договоров обязаны сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы, а работодатели, в свою очередь, обязаны при заключении трудового договора с таким бывшим служащим сообщить об этом представителю нанимателя по последнему месту службы.
Во-вторых, если бывший служащий в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы устраивается на работу в организацию, отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления которой входили в его должностные (служебные) обязанности, то заключение трудового договора между таким гражданином и указанной организацией возможно только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Категории бывших служащих, на которые распространяются особенности приема на работу
Как следует из ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 Закона N 273-ФЗ, установленные данными нормами требования распространяются не на всех бывших служащих, а лишь на занимавших должности, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ.
Соответствующий перечень должностей федеральной государственной службы утвержден Указом Президента РФ от 21.07.2010 N 925 (далее - Указ N 925). В нем говорится о лицах, должности которых включены:
- в раздел I или раздел II перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утв. Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557 (далее - Указ N 557);
- в перечень должностей федеральной государственной службы в федеральном государственном органе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный руководителем федерального государственного органа в соответствии с разделом III перечня, утв. Указом N 557 (см. справку о таких перечнях, подготовленную специалистами компании "Гарант").
Таким образом, необходимость соблюдения требований, предусмотренных ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 Закона N 273-ФЗ, возникает не только в том случае, если должность служащего содержится непосредственно в Указе N 557, но и если его должность содержится в перечне, утвержденном соответствующим федеральным органом в соответствии с Указом N 557 (см., например, постановления Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 5-АД15-28, Пятого КСОЮ от 20.10.2022 N 16-2332/2022, Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 19.05.2017 N 4А-47/2017).
Что же касается должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и должностей муниципальной службы, то их перечни утверждаются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (см. п. 4 Указа N 925, постановления Верховного Суда РФ от 08.06.2020 N 67-АД20-1, от 11.12.2014 N 56-АД14-7). Отметим, что, хотя в законе говорится об утверждении перечней нормативными актами РФ, какого-либо противоречия в этом нет, поскольку для целей Закона N 273-ФЗ под нормативными актами РФ понимаются в том числе законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты (п. 3 ст. 1 Закона N 273-ФЗ).
При этом, как указал Пленум Верховного Суда РФ в п. 3 постановления от 28.11.2017 N 46 (далее - Постановление Пленума N 46), под указанными в ст. 12 Закона N 273-ФЗ перечнями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и - в случае отсутствия названных перечней - нормативные правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции. Вслед за Верховным Судом РФ Минтруд России также включил данный тезис в п. 4 своих Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной (муниципальной) службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией, направленных письмом от 04.04.2018 N 18-0/10/В-2355 (далее - Методические рекомендации).
Следует учитывать, что в судебной практике имеются примеры, когда отсутствие нормативного акта, которым утвержден перечень должностей, в открытом доступе не признавалось обстоятельством, освобождающим стороны трудовых отношений от соблюдения предусмотренных ст. 12 Закона N 273-ФЗ и ст. 64.1 ТК РФ требований. Так, постановлением Красноярского краевого суда от 14.06.2016 N 4А-479/2016 было признано правомерным привлечение работодателя к административной ответственности за несообщение о приеме на работу бывшего государственного служащего в ситуации, когда его должность была предусмотрена приказом ФСБ России для служебного пользования. Похожий случай имеется и в практике Московского городского суда (постановление от 17.02.2017 N 4а-7212/16). При этом, как указывает Минтруд России в п. 51 Методических рекомендаций, информацию о включении той или иной должности государственной (муниципальной) службы в соответствующий перечень можно получить по запросу в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.
Если же должность бывшего служащего в период прохождения им службы не была включена в перечни, то обязанности, установленные ст. 12 Закона N 273-ФЗ и ст. 64.1 ТК РФ, на него не распространяются. Это же касается и случаев, когда в период прохождения бывшим служащим государственной или муниципальной службы замещаемая им должность находилась в перечне, но была исключена из него к дате заключения трудового договора (п. 4 Постановления Пленума N 46, п. 4 Методических рекомендаций). В качестве примеров ситуаций, когда суды признавали отсутствие у работодателя необходимости исполнения предусмотренных ст. 12 Закона N 273-ФЗ и ст. 64.1 ТК РФ требований в связи с тем, что должность бывшего служащего не была включена ни в один из перечней, о которых шла речь выше, можно привести следующие судебные акты: постановления Верховного Суда РФ от 24.04.2018 N 12-АД18-1, от 17.01.2013 N 58-АД12-5; Шестого КСОЮ от 24.10.2023 N 16-6414/2023, Верховного Суда Республики Тыва от 20.06.2018 N 4А-147/2018; Красноярского краевого суда от 16.12.2016 N П4А-676/2016.
Основание увольнения бывшего служащего со службы не имеет значения при решении вопроса о распространении на него требований, предусмотренных ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 Закона N 273-ФЗ (см. п. 5 Методических рекомендаций).
Согласно ст. 349.2 ТК РФ на работников СФР, ФФОМС, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством о противодействии коррупции. Как следует из буквального толкования данной нормы, на перечисленных в ней работников распространяются не все требования Закона N 273-ФЗ, а лишь те из них, которые предусмотрены Правительством РФ. Во исполнение данной нормы Правительством РФ было принято постановление от 05.07.2013 N 568. Из его содержания не следует обязанность бывших работников перечисленных выше работодателей и их новых работодателей соблюдать требования, предусмотренные ст. 12 Закона N 273-ФЗ. Тем не менее, Верховный Суд РФ в постановлении от 24.07.2019 N 4-АД19-4 пришел к выводу о правомерности привлечения работодателя к административной ответственности за неуведомление о приеме на работу бывшего главного специалиста-эксперта Пенсионного фонда РФ. Судья посчитал достаточным основанием для возложения на работодателя обязанности по уведомлению Фонда о приеме на работу его бывшего работника того факта, что занимавшаяся им ранее должность была включена в перечень должностей в ПФР и его территориальных органах, при поступлении на которые граждане и занимающие эти должности работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Как следует из положений ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 Закона N 273-ФЗ, установленные данными нормами требования к трудоустройству бывших служащих действуют в течение двух лет с момента их увольнения со службы. При этом, как отмечает Минтруд России в п. 4 Методических рекомендаций, в случае, если в течение двух лет с момента увольнения с государственной (муниципальной) службы гражданин трудоустраивается неоднократно в различные организации, соответствующие ограничения действуют в отношении каждого случая его трудоустройства. Пленум Верховного Суда РФ в п. 6 Постановления N 46 также подчеркивает, что предусмотренная частью 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ обязанность подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы независимо от последнего места работы бывшего служащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров (см. также, например, постановления Четвертого КСОЮ от 19.02.2021 N 16-1103/2021, Седьмого КСОЮ от 27.11.2019 N 16-42/2019).
По нашему мнению, закон не связывает необходимость соблюдения особых правил трудоустройства бывших служащих с тем, чтобы включенная в перечень должность замещалась служащим непосредственно перед увольнением со службы. В ситуации, когда после замещения такой должности служащий был переведен на не входящую в перечень должность и лишь затем уволен со службы, такой служащий и его новый работодатель также должны учитывать требования ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 Закона N 273-ФЗ, если с момента перевода служащего с последней включенной в перечень должности не прошло двух лет (см. постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2018 N 46-АД18-8). Таким образом, бывший служащий и его новый работодатель при трудоустройстве обязаны оценивать на предмет распространения на них обязанностей, установленных ст. 64.1 ТК РФ и ст. 12 Закона N 273-ФЗ, все должности, которые замещал бывший служащий в течение двух лет до приема на работу. Подчеркнем: двухлетний срок, в течение которого на бывшего служащего распространяются особенности трудоустройства, в описанной ситуации начинает течь именно с момента перевода его с последней включенной в перечень должности, а не с момента его увольнения со службы (см. также определение Третьего КСОЮ от 10.06.2020 N 8а-9735/2020).
Необходимость согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению для трудоустройства бывшего служащего
Согласно части первой ст. 64.1 ТК РФ бывшие государственные и муниципальные служащие в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Аналогичное требование предусмотрено частью 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ.
Таким образом, обязанность по получению согласия комиссии на заключение трудового договора возникает при одновременном наличии трех обстоятельств:
1) должность государственной или муниципальной службы, которую занимал гражданин, включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ;
2) со дня увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы прошло менее двух лет;
3) в должностные (служебные) обязанности гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую он трудоустраивается.
Аналогичные разъяснения относительно обстоятельств, определяющих необходимость получения бывшим служащим согласия комиссии на заключение трудового договора, приводит и Минтруд России в п. 4 Методических рекомендаций.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона N 273-ФЗ для целей данного закона под функциями государственного, муниципального (административного) управления организацией понимаются полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений. Так, например, Верховный Суд в определении от 03.06.2021 N АПЛ21-171 указал, что должности следователей, дознавателей и оперуполномоченных всех наименований обладают полномочиями по принятию решений, обязательных для юридических лиц, и, следовательно, на них распространяются ограничения, установленные в ст. 12 Закона N 273-ФЗ.
При этом в письме от 22.06.2012 N 17-1/10/1-248 Минтруд России высказывал мнение, что согласие комиссии для трудоустройства бывшего служащего не требуется, если он осуществлял отдельные функции государственного управления, направленные на неопределенный круг лиц в конкретной сфере, в которой функционирует организация (подготовка правовых актов и иных управленческих решений, связанных с регулированием данной сферы деятельности), и при этом не совершал действий, которые могли создать для данной организации наряду с другими организациями в данной сфере привилегии и приоритеты.
Как справедливо отмечает Минтруд России в п. 46 Методических рекомендаций, в случае, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, в которую трудоустраивается гражданин, входили в его должностные (служебные) обязанности, трудовой договор может быть заключен с таким гражданином только при наличии такого согласия. Таким образом, документ, содержащий соответствующее решение комиссии, на основании части второй ст. 65 ТК РФ необходимо рассматривать в качестве обязательного для предъявления при приеме на работу. Вместе с тем вопрос о том, вправе ли сам работодатель требовать предъявления такого документа представляется не совсем простым.
Дело в том, что в большинстве случаев работодателю крайне проблематично сделать вывод о том, входили ли в полномочия конкретного бывшего служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, и соответственно, затруднительно оценить необходимость наличия согласия комиссии для трудоустройства такого гражданина. Как указано в письме Минтруда России от 22.06.2012 N 17-1/10/1-248, принятие решения о необходимости получения согласия комиссии является ответственностью гражданина (бывшего служащего). Гражданин в целях принятия такого решения должен самостоятельно оценить, входило ли в его должностные (служебные) обязанности осуществление отдельных функций государственного или муниципального управления в отношении организации, в которую он планирует устраиваться на работу (см. также определение Тюменского областного суда от 02.03.2020 N 33-1113/2020).
Из этого можно сделать вывод, что раз оценка необходимости наличия у соискателя согласия комиссии на трудоустройство находится вне компетенции работодателя, то и предъявлять требование о наличии такого документа при трудоустройстве работодатель не может (см. Доклад Роструда за IV квартал 2018 года). В то же время Минтруд России рекомендует при наличии у организации сведений об осуществлении бывшим служащим функций государственного, муниципального (административного) управления данной организацией не заключать трудовой договор с указанным гражданином до получения положительного решения комиссии (п. 47 Методических рекомендаций). Следует при этом отметить, что судебная практика по вопросу о том, может ли работодатель нести административную ответственность в случае приема на работу бывшего служащего в отсутствие согласия комиссии, когда такое согласие все же требовалось, складывается неоднозначно (см. Энциклопедию решений. Административная ответственность работодателя за нарушения особых правил трудоустройства бывших служащих).
Законодательство не ставит необходимость получения согласия комиссии в зависимость от выполняемых бывшим служащим обязанностей у нового работодателя, и само согласие выдается именно на работу в конкретной организации, а не по конкретной должности. В связи с этим нет необходимости вновь получать согласие комиссии при переводе служащего на другую работу (см. определение Новосибирского областного суда от 13.10.2020 N 33-7663/2020). Минтруд России в п. 19 Методических рекомендаций также отмечает, что необходимость получения повторного согласия при изменении круга должностных обязанностей бывшего служащего отсутствует.
Полагаем, что и при заключении с бывшим служащим трудового договора о внутреннем совместительстве необходимости в получении нового согласия комиссии нет.
В части 1.1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ прописана обязанность комиссии рассмотреть в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации, а также проинформировать гражданина о принятом решении.
Применительно к обращениям федеральных служащих, порядок направления таких обращений и их рассмотрения зафиксирован в Положении о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утв. Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821 (далее - Положение N 821). Для граждан, замещавших должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, соответствующий порядок регламентируется государственными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (см. п. 7 Методических рекомендаций). Некоторые рекомендации по порядку работы комиссий по данному направлению приведены также в Методических рекомендациях.
Трудовой договор, заключенный с бывшим служащим без согласия комиссии, если таковое было необходимо, является заключенным с нарушением правил заключения трудового договора и, как следствие, подлежит прекращению по п. 11 части первой ст. 77 ТК РФ (см. п. 46 Методических рекомендаций, определения Седьмого КСОЮ от 18.05.2023 N 8Г-5841/2023, Шестого КСОЮ от 08.04.2021 N 8Г-5702/2021, Третьего КСОЮ от 15.02.2021 N 8Г-23649/2020, Суда Еврейской автономной области от 28.07.2023 N 33-538/2023, Архангельского областного суда от 23.06.2020 N 33-3429/2020). Исключение, по нашему мнению, составляют случаи, когда к моменту выявления данного обстоятельства бывший служащий получил согласие комиссии. Так, например, п. 26.1 Положения N 821 прямо предусматривает возможность предоставления гражданину согласия на замещение должности в организации, даже если данный вопрос рассматривается не на основании его заявления, а по результатам поступления бывшему нанимателю сообщения о заключении трудового договора от работодателя (то есть, как отмечает Минтруд России в письме от 05.08.2024 N 28-6/10/В-12568, сам по себе тот факт, что бывший служащий перед заключением трудового договора не обратился в комиссию за полчением согласия еще не означет, что такое согласие ему не будет дано). Подробнее об увольнении работника по основанию, предусмотренному п. 11 части первой ст. 77 ТК РФ, смотрите в материале Энциклопедии решений.
Бывает ситуации, когда уже после установления факта заключения с бывшим служащим трудового договора с нарушением предусмотренных частью 1 ст. 12 Закона N 273-ФЗ требований, стороны прекращают трудовые отношения по иным основаниям (например, по собственному желанию, по соглашению сторон, в связи с истечением срока трудового договора). Как показывает практика, иногда в таких случаях прокуроры требуют от работодателей изменить основание увольнения на п. 11 части первой ст. 77 ТК РФ. И некоторые суды соответствующие требования прокуроров удовлетворяют (определения Седьмого КСОЮ от 12.10.2023 N 8Г-16608/2023, Краснодарского краевого суда от 27.01.2022 N 33-2663/2022, Севастопольского городского суда от 29.03.2021 N 33-895/2021). Однако нам более обоснованной кажется точка зрения тех судов, которые указывают что законодательством возможность изменения основания увольнения работника в такой ситуации не предусмотрена (определения Амурского областного суда от 17.08.2022 N 33АП-2894/2022, Московского городского суда от 04.12.2020 N 33-419311/2020).
Уведомление бывшим служащим работодателя о последнем месте службы
Бывшие государственные и муниципальные служащие в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых договоров обязаны сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (часть вторая ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Закона N 273-ФЗ). Как следует из указанных норм, данная обязанность возложена на всех бывших государственных и муниципальных служащих, занимавших должности, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ, вне зависимости от того, входили или нет в их должностные обязанности отдельные функции государственного (муниципального) управления организацией, в которую они принимаются на работу. На это также обращено внимание в письме Минтруда России от 22.06.2012 N 17-1/10/1-248 и п. 45 Методических рекомендаций.
В соответствии с частью 3 ст. 12 Закона N 273-ФЗ несоблюдение бывшим служащим требования о сообщении работодателю сведений о последнем месте своей службы, влечет прекращение трудового договора. Причем, по мнению судей, основанием для увольнения в такой ситуации также является п. 11 части первой ст. 77 ТК РФ (определения Первого КСОЮ от 15.03.2021 N 8Г-1833/2021, Краснодарского краевого суда от 27.01.2022 N 33-2663/2022, Московского городского суда от 14.10.2020 N 33-411258/2020).
Законодатель, устанавливая обязанность гражданина при трудоустройстве сообщить сведения о замещаемой им в течение предшествующих трудоустройству двух лет должности государственной (муниципальной) службы, включенной в перечни, не определил способа сообщения таких сведений. Суды исходят из того, что в отсутствие соответствующего регулирования данное требование закона может быть выполнено гражданином как путем передачи работодателю документов, содержащих информацию о его месте службы, так и путем отдельного сообщения в устной или письменной форме (определения Девятого КСОЮ от 15.06.2023 N 8Г-4760/2023, Сахалинского областного суда от 08.11.2022 N 33-2669/2022, Верховного Суда Удмуртской Республики от 03.12.2018 N 33-5386/2018, Оренбургского областного суда от 25.12.2014 N 33-7725/2014). В любом случае, как показывает практика, работодателю необходимо учитывать соответствующую информацию, полученную из любых предоставленных работником источников: трудовой книжки, документов воинского учета, заполненной при трудоустройстве анкеты и т.д. (подробнее см. Энциклопедию решений. Административная ответственность работодателя за нарушения особых правил трудоустройства бывших служащих).
Суды также признают обязанность бывшего служащего сообщить о последнем месте своей службы выполненной, если он предоставил работодателю трудовую книжку, содержащую информацию о факте прохождения им службы без указания конкретной должности. Хотя информация о должности, которую замещал работник при прохождении службы, необходима работодателю, судьи указывают, что отсутствие в трудовой книжке сведений о занимаемой должности не является обстоятельством, ответственность за которое несет работник. По их мнению, именно работодатель в такой ситуации должен сам запросить у работника информацию о конкретной должности, которую он занимал (определения Девятого КСОЮ от 15.06.2023 N 8Г-4760/2023, Второго КСОЮ от 16.03.2021 N 8Г-1202/2021, Сахалинского областного суда от 08.11.2022 N 33-2669/2022).
Минтруд России рекомендует гражданам при информировании работодателя одновременно сообщить об ограничениях, налагаемых на него статьей 12 Закона N 273-ФЗ, об обязанности работодателя во исполнение части 4 статьи 12 Закона N 273-ФЗ сообщить в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту его службы, а также о том, что неисполнение работодателем данной обязанности является правонарушением и влечет предусмотренную законом ответственность (письмо от 22.06.2012 N 17-1/10/1-248).
Сообщение представителю нанимателя о заключении с бывшим служащим трудового договора
Работодатель при заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщить об этом представителю нанимателя (работодателю) служащего по последнему месту его службы (часть третья ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).
Таким образом, для возникновения у работодателя при заключении трудового договора указанной обязанности необходимо наличие двух обстоятельств:
1) должность государственной или муниципальной службы, которую занимал гражданин, включена в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ;
2) со дня увольнения гражданина с государственной (муниципальной) службы прошло менее двух лет.
Сообщение о трудоустройстве бывшего служащего направляется независимо от того, входили ли в его должностные (служебные) обязанности функции государственного, муниципального (административного) управления организацией (п. 1 Постановления Пленума N 46, п. 1 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016 (далее - Обзор от 30.11.2016), вопрос 7 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2012 г., п. 50 Методических рекомендаций). Наличие у бывшего служащего согласия на заключение трудового договора также не освобождает работодателя от данной обязанности (п. 77 Методических рекомендаций). Необходимость уведомления бывшего нанимателя не зависит и от размера предусмотренной трудовым договором заработной платы (п. 2 Постановления Пленума N 46, п. 2 Обзора от 30.11.2016, п. 55 Методических рекомендаций).
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в п. 6 Постановления N 46, не является нарушением несообщение о переводе бывшего служащего на другую должность или на другую работу в пределах одной организации, а также о заключении с ним трудового договора о внутреннем совместительстве. При этом заключение с бывшим служащим трудового договора о выполнении им в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у другого работодателя (внешнее совместительство) влечет обязанность последнего сообщить о заключении трудового договора по совместительству представителю нанимателя (работодателю) бывшего государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы. Аналогичные разъяснения приводятся в пунктах 62, 64 Методических рекомендаций.
Если в течение двух лет до трудоустройства бывший служащий замещал входящие в перечни должности в разных органах власти или местного самоуправления, сообщать о его приеме на работу нужно только по последнему месту службы (п. 4 Обзора от 30.11.2016 ).
Формулировки части третьей ст. 64.1 ТК РФ и ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ не содержат каких-либо ограничений по кругу работодателей, которые должны направлять сообщение о приеме бывшего служащего по последнему месту его службы. Как следует из п. 2 Методических рекомендаций, данная обязанность возложена в том числе на физических лиц, привлекающих к трудовой деятельности бывших служащих (см. также п. 11 Постановления Пленума N 46).
В п. 3 Обзора от 30.11.2016 говорится, что трудоустройство бывшего служащего в государственное (муниципальное) казенное учреждение не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов. Поэтому обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора с бывшим служащим у казенного учреждения не возникает. В постановлении от 12.05.2016 N 45-АД16-5 судья Верховного Суда РФ применил такую же логику в отношении бюджетного учреждения, а в постановлении от 21.04.2017 N 45-АД17-11 - в отношении фонда, созданного субъектом РФ. Однако содержание п. 5 Постановления Пленума N 46 свидетельствует об отказе Верховного Суда РФ от этого подхода. Как указано в этом пункте постановления, обязанность, предусмотренную ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, несут организации независимо от их организационно-правовой формы (см. также п. 50 Методических рекомендаций). После выхода данного постановления Пленума Верховного Суда РФ судебная практика складывается единообразно: никаких исключений для казенных и других государственных и муниципальных учреждений быть не может (п. 63 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2021), п. 63 Обзора Судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2020), постановления Верховного Суда РФ от 10.09.2021 N 70-АД21-4-К7, от 11.12.2019 N 35-АД19-5, от 15.07.2019 N 34-АД19-2, от 11.06.2019 N 57-АД19-24, от 05.06.2019 N 50-АД19-1, от 22.05.2019 N 5-АД19-30, от 01.08.2018 N 78-АД18-11).
Вместе с тем обязанность по информированию прежнего нанимателя у работодателя не возникает, если бывший служащий принимается на работу по трудовому договору в государственный (муниципальный) орган (п. 5 Постановления Пленума N 46). Это объясняется тем, что ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий.
Как следует поступить бывшему служащему и его новому работодателю в случае, если орган, в котором он замещал должность, реорганизован или упразднен? Согласно п. 8 Постановления Пленума N 46 соответствующее сообщение подлежит направлению в государственный (муниципальный) орган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного). В случае, когда функции реорганизованного (упраздненного) государственного (муниципального) органа распределены между несколькими государственными (муниципальными) органами, допустимо направление соответствующих сведений в любой из этих органов. Ранее Минтруд России разъяснял, что сведения в такой ситуации необходимо направлять в тот орган, которому были переданы функции, на реализацию которых было направлено исполнение служащим своих должностных обязанностей по ранее замещаемой должности (письмо от 01.07.2016 N 18-2/В-421).
Десятидневный срок для направления сообщения о заключении трудового договора с бывшим служащим исчисляется в календарном порядке и начинает течь со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом либо его фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. В случае если последний день срока исполнения указанной обязанности приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 9 Постановления Пленума N 46, п. 57 Методических рекомендаций).
Бывший служащий по договоренности с руководителем организации приступил к работе 03.04.2024. Через два дня, 05.04.2024, с ним был оформлен трудовой договор. В такой ситуации срок для направления сообщения о заключении трудового договора начинает течь со дня, следующего за днем фактического допуска к работе, то есть с 04.04.2024. Десять дней с этого момента истекают 13.04.2024, однако эта дата приходится на субботу. Соответственно, последним днем, когда работодатель мог направить сообщение о заключении трудового договора, не нарушая требований законодательства, является понедельник, 15.04.2024.
Правила сообщения (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29. Конкретная форма сообщения нормативно не установлена. При этом в соответствии с пунктами 5 и 6 Правил сообщение о заключении с бывшим служащим трудового договора должно содержать следующую информацию:
- фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
- число, месяц, год и место рождения гражданина;
- должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке и (или) сведениях о трудовой деятельности, предусмотренных ст. 66.1 ТК РФ, за период прохождения государственной или муниципальной службы);
- наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии).
- дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
- дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, - срок его действия);
- наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);
- должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).
В соответствии с п. 3 Правил сообщение подписывается руководителем организации или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. На основании этой нормы Президиум Верховного Суда РФ сделал вывод о том, что сотрудник кадровой службы не является лицом, на которого законом возложена обязанность по сообщению о заключении трудового договора с бывшими государственными или муниципальными служащими (п. 5 Обзора от 30.11.2016). Вместе с тем, полагаем, работодатель вправе в предусмотренном трудовым законодательством порядке возложить обязанность по направлению такого сообщения на любое лицо, что, в частности, подтверждается и формулировкой п. 11 Постановления Пленума N 46.
Работодатель вправе самостоятельно определить способ направления сообщения. Учитывая возможность наступления ответственности за неисполнение работодателем обязанности в установленный срок направить такое сообщение, работодателю необходимо иметь подтверждение о направлении указанного сообщения по почте заказным письмом с уведомлением либо о доставке его непосредственно в государственный (муниципальный) орган с распиской о получении (п. 58 Методических рекомендаций). При отсутствии таких подтверждений (например, в случае направления соответствующего документа простым почтовым отправлением) работодателю может быть проблематично доказать факт исполнения возложенной на него обязанности по сообщению о заключении трудового договора (см., например, постановления Верховного Суда РФ от 23.11.2020 N 5-АД20-116, Четвертого КСОЮ от 25.11.2021 N П16-4204/2021, Шестого КСОЮ от 11.06.2021 N 16-2377/2021, от 03.03.2021 N 16-723/2021).
Тема
См. также
Заключение гражданско-правового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим
Формы документов
Заявление о предоставлении сведений о последнем месте государственной (муниципальной)службы
Практические ситуации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере трудового права и кадрового делопроизводства
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры
При подготовке информационного блока "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" использованы авторские материалы, предоставленные Д. Бездеткиной, Ю. Борщевской, Н. Булыгой, Е. Вороновой, Ю. Добычиной, В. Евсюковой, П. Ериным, О. Ефимовой, М. Золотых, Е. Карсетской, А. Кикинской, М. Кудряшовым, Е. Кудымовым, А. Мазухиной, Н. Обуховой, О. Сидоровой, Ю. Раченковой, П. Сутулиным, В. Титовым, Д. Титовым, А. Черновой, Т. Штукатуровой и др.
См. информацию об авторах