Комментарий к письму Минфина России от 2 февраля 2016 г. N 03-04-06/5458
А.С. Дегтяренко,
эксперт "НА"
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 9, май 2016 г., с. 32-33.
Теперь рискованно не удерживать НДФЛ с отпускных при предоставлении дополнительного отпуска для санаторно-курортного лечения в связи с повреждением здоровья на производстве. По мнению Минфина России, такие отпускные не относятся к освобождаемым от налогообложения компенсационным выплатам, предусмотренным законодательством РФ. Они являются страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию.
Чтобы понять позицию финансового ведомства, вспомним, на что может рассчитывать сотрудник при повреждении здоровья на производстве. Его права определяются в рамках гарантий и компенсаций, прописанных на этот случай в Трудовом кодексе РФ (ст. 164 и 165 ТК РФ).
Права сотрудника при повреждении здоровья
Гарантии и компенсации сотрудникам при повреждении здоровья вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания установлены в статье 184 Трудового кодекса РФ. Кроме того, несчастный случай на производстве является страховым случаем для целей обязательного социального страхования. Он подпадает под регулирование Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), а также Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования". Таким образом, выплаты пострадавшим сотрудникам регулируются одновременно трудовым, налоговым законодательством и законодательством об обязательном социальном страховании.
Из совокупности нормативных актов следует, что пострадавшему сотруднику причитается, как минимум:
1) Возмещение утраченного им заработка (ч. 1 ст. 184 ТК РФ).
2) Пособие по временной нетрудоспособности, которое выплачивается полностью за счет средств ФСС РФ (подп. 1 п. 1 ст. 8 Закона N 125-ФЗ).
3) Возмещение дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию:
- на приобретение лекарств и медицинских изделий;
- на индивидуальный уход;
- на медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги и т.д.
Эти расходы оплачивает ФСС РФ, если по итогам медико-социальной экспертизы установлено, что человек нуждается в указанных видах помощи в соответствии с его программой реабилитации (п. 2 ст. 8 Закона N 125-ФЗ). Фонд отправляет деньги почтовым переводом по месту жительства сотрудника либо перечислением на его банковский счет (подп. 3 п. 1 ст. 8 Закона N 125-ФЗ, п.п. 2, 4, 50 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 N 286 (далее - Положение)).
В составе последнего вида расходов - оплата лечения, проживания и питания человека, а также оплата его отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 28 календарных дней) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно. При этом ни в Трудовом кодексе РФ, ни в Законе N 125-ФЗ, ни в Положении не сказано, идет ли речь именно о дополнительном отпуске в понимании Трудового кодекса РФ. В результате этой неясности у Минфина появляется поле для разъяснительной деятельности.
Основной и дополнительный отпуск
Предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков регулируется Трудовым кодексом РФ. В частности, отпуска подразделяются на основные и дополнительные.
Основные отпуска полагаются всем сотрудникам продолжительностью 28 календарных дней (ч. 1 ст. 115 ТК РФ).
Дополнительные отпуска предоставляются в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. В частности, речь идет о сотрудниках:
- занятых на работах с вредными или опасными условиями труда;
- имеющих особый характер работы - занятых в сфере транспорта, связи и т.д.;
- для которых установлен ненормированный рабочий день;
- работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- государственных служащих;
- спортсменах;
- медицинских работниках;
- подвергшихся воздействию радиации из-за аварии на Чернобыльской АЭС и т.д.
Кроме того, Трудовой кодекс РФ позволяет работодателям самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска, если это не запрещено законом. Порядок и условия их предоставления определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами (ч. 2 ст. 116 ТК РФ).
Можно предположить, что дополнительный отпуск для лечения в случае повреждения здоровья на производстве относится именно к отпускам, которые работодатель устанавливает на свое усмотрение. Получается, что, с одной стороны, возможность их предоставления предусмотрена Трудовым кодексом РФ, а с другой стороны, дополнительный отпуск для лечения прямо нигде не прописан. Из чего Минфин и исходит в комментируемом письме, когда не относит отпускные к компенсационным выплатам.
НДФЛ с выплат при повреждении здоровья
От НДФЛ освобождаются выплаты по возмещению вреда, причиненного повреждением здоровья, если они установлены действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ или решениями представительных органов местного самоуправления (п. 3 ст. 217 НК РФ). Это в первую очередь больничные. Минфин давал соответствующее разъяснение еще в 2006 году (Письмо от 06.09.2006 N 03-05-01-04/263).
Что же касается дополнительного отпуска, предоставленного на время лечения в санатории, то в 2005 году Минфин считал, что отпускные не облагаются НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ, письмо от 20.09.2005 N 03-05-01-04/275). Однако теперь в комментируемом письме говорится, что такие отпускные облагаются НДФЛ в обычном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.