Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 2016 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области"
Б.Л. Сваин,
эксперт по налогообложению
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 9, май 2016 г., с. 36-37.
В Налоговом кодексе РФ прописаны налоговые последствия по НДС, возникающие в рамках экспортных операций при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны (СЭЗ) в Калининградской области.
Свободная таможенная зона - это одна из таможенных процедур (ст. 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон (СЭЗ) на таможенной территории Таможенного союза и по таможенной процедуре свободной таможенной зоны от 18.06.2010, далее - Соглашение).
Помещенные под эту таможенную процедуру товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, НДС, а также без:
- применения мер нетарифного регулирования - в отношении иностранных товаров;
- без применения запретов и ограничений - в отношении товаров Таможенного союза.
О том, как завершается действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под нее, сказано в статье 13 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" со ссылкой на статьи 15 и 24 Соглашения. В частности, действие процедуры свободной таможенной зоны может завершиться:
- помещением товаров под иные таможенные процедуры, за исключением процедуры таможенного транзита;
- утратой лицом статуса резидента СЭЗ;
- образованием отходов в результате совершения операций с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
- образованием невозвратных производственных потерь в результате совершения операций с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
При завершении данной таможенной процедуры таможенные пошлины и НДС нужно платить в соответствии с той процедурой, под которую в дальнейшем помещаются товары (п. 1 ст. 17 Соглашения). Комментируемый закон устанавливает особенности налогообложения товаров в подобной ситуации.
Для организаций, применяющих ОСН, вводится следующий порядок. Если товары будут реализованы не позднее квартала, на который приходится 180-дневный срок с даты их помещения под процедуру выпуска для внутреннего потребления, они освобождаются от "таможенного" НДС (подп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ). Если налогоплательщик НДС в течение указанного срока не реализовал такие товары либо реализовал их без предъявления покупателю сумм налога, то НДС таможенным органам придется уплатить.
При реализации указанных товаров на территории Таможенного союза предоставляется право при исчислении и уплате НДС применить налоговый вычет в сумме НДС, исчисленного таможенным органом при ввозе товаров на территорию ОЭЗ (п. 14 ст. 171 НК РФ).
Если налогоплательщик переходит на специальные налоговые режимы или использует право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, налог также должен быть уплачен (п. 6 ст. 173 НК РФ):
- за квартал, предшествующий переходу на специальные налоговые режимы;
- за последний квартал перед отправкой уведомления об освобождении от НДС в части товаров, не использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Комментируемый закон применяется к правоотношениям, возникшим с 01.04.2016.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.