Комментарий к Федеральному закону от 30.03.2016 N 77-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
О.П. Гришина,
редактор журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Акты и комментарии для бухгалтера", N 5, май 2016 г., с. 12-15.
В конце марта 2016 года принят закон, ужесточающий ответственность за грубое нарушение правил бухучета. Речь идет о Федеральном законе от 30.03.2016 N 77-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 77-ФЗ). Он опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 30.03.2016 и вступил в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, то есть 10.04.2016.
Названным законом изложены в новой редакции ст. 15.11 КоАП РФ и примечания к ней. Суть внесенных поправок такова.
Во-первых, увеличен (в разы) штраф за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления бухгалтерской отчетности, налагаемый на должностных лиц (в том числе индивидуального предпринимателя*(1)). Если ранее его величина составляла от 2 000 до 3 000 руб., то теперь это сумма от 5 000 до 10 000 руб.
Словом, субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ, могут быть:
- или руководитель организации как лицо, ответственное за организацию бухгалтерского учета и отчетности;
- или главный бухгалтер, ответственный за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Во-вторых, у налоговиков (а именно они вправе привлекать экономические субъекты к административной ответственности по названной статье*(2)) теперь появится возможность наказывать за повторное совершение указанного административного правонарушения. В этом случае в отношении должностных лиц могут применяться:
- либо большие санкции - от 10 000 до 20 000 руб.;
- либо дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
Кроме того, благодаря внесенным поправкам расширен перечень действий, которые подпадают под понятие "грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету". Таковыми по-прежнему являются:
- занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета;
- искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%.
Вместе с тем ст. 15.11 КоАП РФ пополнилась действиями, которые запрещены законодательством РФ о бухгалтерском учете. Это, в частности:
- регистрация не имевших места фактов хозяйственной жизни, мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
- ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
- составление бухгалтерской отчетности не на основе данных регистров бухгалтерского учета;
- отсутствие документов бухгалтерского учета (например, первичных учетных документов, регистров бухучета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского заключения (при обязательном аудите)), подлежащих хранению в соответствии с требованиями ст. 29 Закона N 402-ФЗ*(3) (по общему правилу - не менее пяти лет).
Напомним, в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона N 402-ФЗ:
- мнимый объект бухгалтерского учета - это несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (например, неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни);
- притворный объект бухгалтерского учета - это объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).
Причем, как и прежде, должностные лица могут быть освобождены от административной ответственности. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
1. Сдать уточненную налоговую декларацию (расчет), а также доплатить налог и пени (отметим, сделать это надо в общем порядке, установленном п. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ для представления уточненных налоговых деклараций). Напомним, условия освобождения от ответственности зависят от периода представления уточненной декларации. Общее условие таково: уточненная декларация должна быть представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки. То есть для освобождения от ответственности по общему правилу налогоплательщику достаточно в добровольном порядке заявить о готовности уплатить в бюджет большую сумму налога. Но есть и нюансы, о которых тоже следует упомянуть. Так, одного намерения налогоплательщика уплатить налог в большем размере, чем это было предусмотрено в первоначальной декларации, для освобождения от ответственности достаточно лишь в том случае, если уточненная декларация подана после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога (п. 3 ст. 81 НК РФ). В случае пропуска срока уплаты налога, помимо общего условия, налогоплательщику также необходимо уплатить в бюджет недостающую сумму налога и соответствующую сумму пени (п. 4 ст. 81 НК РФ).
2. Исправить ошибки, в том числе представить скорректированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность до ее утверждения. Здесь нужно учитывать, что сроки представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и ее утверждения органами управления организаций не совпадают. Так, по правилу, установленному в пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, такую отчетность необходимо представить в налоговую инспекцию не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (то есть не позднее 31 марта года, идущего после отчетного). А для утверждения общим собранием акционеров бухгалтерской (финансовой) отчетности АО отведен срок, который определен периодом - не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года (п. 1 ст. 47, пп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
Еще одно новшество, которое введено комментируемым законом, касается срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете. До сих пор срок, по истечении которого должностное лицо не могло быть оштрафовано по ст. 15.11 КоАП РФ, составлял согласно ст. 4.5 КоАП РФ три месяца. После внесения поправок в названную статью он увеличится до двух лет. Как указано в пояснительной записке, необходимость увеличения обозначенного срока обусловлена периодичностью проведения контрольных мероприятий (один раз в два-три года).
------------------------------------------------------------------------
*(1) В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ к ответственности, предусмотренной ст. 15.11 КоАП РФ, могут быть привлечены и предприниматели.
*(2) Согласно п. 5 ч. 2 ст. 28.3 и ст. 23.1 протоколы в отношении нарушений, указанных в ст. 15.11 КоАП РФ, составляют должностные лица налоговых органов, а рассматривают их судьи.
*(3) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"