Вправе ли автономное учреждение инициировать создание своего филиала? Куда нужно направлять соответствующее предложение (учредителю или наблюдательному совету) и какие еще действия для этого необходимо совершить?
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике Института экономики города
Журнал "Руководитель автономного учреждения", N 4, апрель 2016 г., с. 10-12.
В федеральном законодательстве об автономных учреждениях содержится положение, согласно которому к компетенции учредителя в области управления АУ в числе прочего относится рассмотрение и одобрение предложений руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения (п. 2 ст. 9 Закона N 174-ФЗ*(1)). Следовательно, для создания филиала руководитель учреждения может подать учредителю соответствующее предложение, а учредитель должен его рассмотреть и принять решение об одобрении или неодобрении. Решение оформляется в виде распорядительного документа (приказа, распоряжения, постановления и т.д.) руководителя органа, выполняющего функции и полномочия учредителя АУ.
Однако в процессе принятия указанного решения участвует еще и наблюдательный совет. Согласно законодательству он рассматривает предложения руководителя автономного учреждения о создании филиала (отметим, что такая инициатива может исходить и от учредителя) и дает свою рекомендацию, а учредитель принимает решение, создавать филиал или нет, после рассмотрения рекомендации, полученной от совета (п. 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 11 Закона N 174-ФЗ).
При создании такого обособленного подразделения организации (филиала) следует учитывать, что в силу гражданского законодательства оно не является юридическим лицом. Филиал наделяется имуществом создавшим его юрлицом (в данном случае автономным учреждением), действует на основании положения, утвержденного создавшей его организацией, руководитель филиала назначается той же организацией и действует на основании полученной от нее доверенности, а сами сведения о филиалах юридического лица должны быть указаны в ЕГРЮЛ (ст. 55 ГК РФ).
Вследствие принятия учредителем решения о создании филиала автономное учреждение должно:
1) разработать и утвердить положение о филиале;
2) внести изменения в свой устав - законодательство требует, чтобы в нем содержались сведения о филиалах (п. 6 ч. 2 ст. 7 Закона N 174-ФЗ);
3) при необходимости открыть расчетный (лицевой) счет филиала (в банке или Казначействе);
4) внести изменения в свою учетную политику (если филиал выделен на отдельный баланс);
5) в установленном порядке поставить филиал на учет в ФНС, ПФР и ФСС*(2).
Отметим, что согласно налоговому законодательству организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ). Например, если учреждение зарегистрировано в районной налоговой инспекции областного центра, а филиал создается в одном из муниципальных районов области, учреждению необходимо встать на учет и в налоговой инспекции в данном районе. Аналогичное требование существует в отношении постановки на учет в ПФР и ФСС*(3).
1 апреля 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
*(2) Приказы Минфина РФ от 05.11.2009 N 114н "Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента", Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 N 959н "О порядке регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей и лиц, приравненных к страхователям", Постановление Правления ПФР от 13.10.2008 N 296п "Об утверждении Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам".
*(3) См. соответствующие нормативные акты, указанные в предыдущей сноске.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"