Разъясните, является ли нарушением лицензионных требований отсутствие у директора аптеки, осуществляющего функции управления организацией, фармацевтического образования. Отметим, что данное лицо осуществляет только общее руководство. Обязанности, связанные с решением вопросов, относящихся к фармацевтической деятельности (хранение, прием и отпуск лекарственных препаратов), возложены на заведующую аптекой.
С.Р. Валова,
эксперт журнала "Аптека:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2016 г., с. 73-75.
В соответствии Квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", утвержденными Приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н, для занятия должностей "директор (заведующий, начальник) аптечной организации", "заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации", "заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации" необходимо иметь высшее образование - специалитет по специальности "Фармация", - подготовку в интернатуре и профессиональную переподготовку по специальности "Управление и экономика фармации".
Согласно п. 33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" под фармацевтической деятельностью понимается деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
На основании п. 47 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию. Лицензионные требования и условия фармацевтической деятельности изложены в Положении N 1081*(1).
Так, в пп. "и" п. 5 Положения N 1081 установлено, что одним из лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности аптечной организации является наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением:
- высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее трех лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет;
- сертификата специалиста.
Следовательно, предпринимательская деятельность в отсутствие документов, подтверждающих наличие у руководителя организации соответствующего образования, стажа работы и сертификата специалиста, может быть квалифицирована в качестве административного правонарушения по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Таким образом, занятие должности директора аптеки без наличия высшего фармацевтического образования и сертификата специалиста недопустимо.
Аналогичный вывод сделан в Постановлении ВС РФ от 17.08.2015 N 302-АД15-9002. Рассмотрим более подробно спор, который был вынесен на рассмотрение высшей судебной инстанции.
На основании приказа минздрава субъекта РФ исполняющим обязанности директора ГУП "Ресфармация", которое в соответствии с условиями лицензии осуществляет фармацевтическую деятельность, назначено лицо, не имеющее фармацевтического образования и стажа работы для занятия руководящей должности фармацевтической организации. Данные действия были расценены прокурором как нарушение пп. "и" п. 5 Положения N 1081.
Организация представила в суд возражения на заявление прокурора и просила в удовлетворении его заявления отказать по следующим основаниям:
- по мнению ГУП "Ресфармация", требования к стажу и образованию руководителя фармацевтической организации предъявляются только в случае, когда он непосредственно участвует в ведении фармацевтической деятельности (лично осуществляет фармацевтическую деятельность);
- лицо, исполняющее обязанности директора ГУП "Ресфармация", не осуществляет фармацевтическую деятельность непосредственно, поскольку в его функции входит решение общехозяйственных вопросов, а вся фармацевтическая деятельность ведется его заместителем, который отвечает требованиям, предъявляемым к работникам, осуществляющим фармацевтическую деятельность.
В связи с изложенным организация полагала, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения.
При рассмотрении спора суд исходил из следующего. Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ГУП является оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, дополнительными видами деятельности - оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиями; хранение и складирование прочих грузов; розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами.
Иными словами, ГУП "Ресфармация" является многопрофильным предприятием с достаточно широким спектром фармацевтической деятельности. Соответственно, деятельность руководителя такой организации не может быть непосредственно не связанной с решением вопросов организации и управления фармацевтической деятельностью предприятия.
При таких обстоятельствах вывод прокурора о том, что соблюдение лицензионных требований пп. "и" п. 5 Положения N 1081 обязательно для предприятия, является правомерным. В итоге суд вынес решение о привлечении фармацевтической организации к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
1 апреля 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"