Мой доверитель работает в настоящий момент перронным контролером (ранее, до получения профзаболевания водителем автобуса), где его права систематически нарушаются ввиду принятия локальных правовых актов, в т.ч. коллективного договора содержащих прямые нарушения норм трудового права в части установления, порядка и сроков выплаты заработной платы. В нарушение норм статьи 48 ТК РФ при регистрации данный договор прошел регистрацию без выявления данных нарушений и выдачи замечаний на их устранение, в ГИТ данные сведения также не сообщались. 26.02.2016 на основании поручения клиента, в соответствии с договором и доверенностью я обратился от его имени в ГИТ. Я являюсь уполномоченным представителем моего доверителя, на основании доверенности заверенной в соответствии с действующими требованиями статьи 185 ГК РФ и соответствующей требованиям ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ, пункту 125 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25. Но вопреки этому, Государственная инспекция труда в Чувашской Республике не признает данные полномочия и на этом основании уклоняется от проведения проверки с целью устранения указанных в заявлении нарушений. Обосновывает Государственная инспекция труда в своем письме от 23.03.2016 N 7-291-16-ОБ/240/1 со ссылкой на то, что доверенности требующие государственной регистрации прав или сделок требуют нотариального заверения. И на этом основании делает выводы о том что: "Администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении, может быть удостоверена лишь доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий или на получение корреспонденции, за исключением ценной корреспонденции". Данные выводы прямо противоречат как самими цитируемым ГИТ нормам статьи 185.1 ГК РФ, так и положениям статьи 185 ГК РФ (в действующей редакции) по следующим причинам: Обращение за защитой нарушаемых прав и интересов граждан, в том числе трудовых не относятся к сделкам подлежащим государственной регистрации, а потому нормы пункта 1 статьи 185.1 ГК РФ к данным отношениям не применимы, отношения регламентируются статьей 185 ГК РФ. Версия, изложенная ГИТ относится к правоотношениям. осуществлявшимся до 01.09.2013, но прямо противоречит действующему законодательству и судебной практике (например, пункту 125 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25). Как мне правильно, желательно в электронном виде, обжаловать бездействие ГИТ, во избежание повторения подобных нарушений в будущем?
Вы вправе обратиться с жалобой на бездействие ГИТ в электронном виде через данный ресурс.
Необходимые условия, которые должна содержать жалоба, указаны в правовом обосновании.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н, предусмотрено, что заявитель вправе подать жалобу на действия (бездействие) и решения уполномоченного должностного лица Роструда или его территориального органа, принятые (осуществленные) в ходе исполнения государственной функции (далее - жалоба), в письменной форме, в том числе при личном приеме, или в электронном виде (п. 103).
В п. 104 указанного Административного регламента установлено, что предметом досудебного (внесудебного) обжалования заявителем решений и действий (бездействия) уполномоченного должностного лица Роструда, его территориального органа в рамках исполнения государственной функции является:
нарушение срока регистрации запроса заявителя об исполнении государственной функции;
нарушение срока исполнения государственной функции;
требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации при исполнении государственной функции;
отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для исполнения государственной функции, у заявителя;
отказ исполнения государственной функции, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
затребование с заявителя при исполнении государственной функции платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
отказ территориального органа Роструда, его должностного лица, исполняющего государственную функцию, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате исполнения государственной функции документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Согласно п. 107 названного выше Административного регламента жалоба может быть направлена по почте, с использованием сети Интернет, официального сайта Роструда или его территориального органа, федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а также может быть принята при личном приеме заявителя должностными лицами Роструда или его территориального органа.
Жалоба должна содержать:
указание на должностное лицо Роструда или его территориального органа, решения и действия (бездействие) которого обжалуются;
фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии);
доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением, действием (бездействием) уполномоченного должностного лица Роструда или его территориального органа.
Заявителем могут быть дополнительно представлены документы, подтверждающие его доводы, либо их копии (п. 110 Административного регламента).
В случае если жалоба подается через представителя заявителя, дополнительно представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 111 Административного регламента).
Пункт 120 Административного регламента устанавливает, что заявители вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие уполномоченных должностных лиц в суд общей юрисдикции в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", май 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.