Я являюсь гражданкой Латвии, в России имею вид на жительство. Адрес постоянной регистрации на территории России в г. Москве. Должна ли фирма уведомлять миграционную службу в г. Москве о моем трудоустройстве? Должна ли фирма иметь разрешение на привлечение иностранного гражданина? Чем отличается трудоустройство иностранного гражданина с видом на жительство от трудоустройства гражданина РФ?
Трудоустройство иностранцев, имеющих вид на жительство - документ, подтверждающий их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также на свободный выезд и въезд в нашу страну, осуществляется в том же порядке, что и прием на работу граждан РФ.
Стоит отметить, что при заключении трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином, то в трудовом договоре с таким работником указываются сведения о виде на жительство, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Также иностранный гражданин при заключении трудового договора предъявляет работодателю наряду с остальными документами сам документ о виде на жительство.
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в случае окончания срока действия вида на жительство в Российской Федерации.
Основанием для прекращением трудового договора с таким работником, помимо случаев предусмотренных Трудовым Кодексом будет являться аннулирование вида на жительство в Российской Федерации и окончание срока действия вида на жительство в Российской Федерации.
Консультирование граждан по вопросам уведомления Миграционной службы и наличия разрешения у организации для привлечения иностранных работников не входит в компетенцию Роструда.
По данным вопросам Вам следует обратиться в Федеральную миграционную службу.
Правовое обоснование:
Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ наряду со сведениями, предусмотренными частью первой статьи 57 Трудового Кодекса, в трудовом договоре с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, указываются сведения о виде на жительство, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (далее - вид на жительство), за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, - при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства.
Положением абз. 4 ч. 1 ст 372.3 ТК РФ наряду с документами, предусмотренными статьей 65 Трудового Кодекса, при заключении трудового договора поступающие на работу иностранный гражданин или лицо без гражданства предъявляют работодателю вид на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, - при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства.
По смыслу абз. 4 ч. 1 ст. 327.5 работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в случае окончания срока действия вида на жительство в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, - в отношении постоянно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
Как говорится в п. 4 и 7 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ основанием прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, является:
аннулирование вида на жительство в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, - в отношении постоянно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
окончание срока действия вида на жительство в Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, - в отношении постоянно проживающих в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
В соответствии с п. 5.5.4 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости" данный орган осуществляет консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 N 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы" (далее - Положение) Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.
На основании п. 5 Положения Федеральная миграционная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы на окружном, межрегиональном уровнях и в субъектах Российской Федерации (далее - территориальные органы Службы), загранаппарат, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения.
В соответствии с п. 7.22 Положения Федеральная миграционная служба оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной формах и осуществляет правовое информирование и правовое просвещение в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", май 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.