Работникам бюджетного учреждения при направлении в загранкомандировки аванс выплачивается в рублях. Сумма расходов в иностранной валюте определяется по первичным документам. Если работником не представлен документ о приобретении иностранной валюты, по какому курсу следует осуществлять пересчет в рубли: на дату утверждения авансового отчета (см. также письма Минфина России от 06.06.2011 N 03-03-06/1/324, ФНС России от 21.03.2011 N КЕ-4-3/4408) или на дату выдачи подотчетных сумм (письма Минфина России от 03.09.2015 N 03-03-07/50836, от 21.01.2016 N 03-03-06/1/2059). Вправе ли учреждение установить порядок пересчета в подобных ситуациях в учетной политике для целей налогообложения?
Могут ли указанные письма напрямую применяться в целях ведения бухгалтерского учета и для подтверждения законности (обоснованности) расходования бюджетных средств (средств бюджетных учреждений)?
К.В. Новосёлов,
заместитель руководителя Контрольного управления ФНС России,
к.э.н., государственный советник Российской Федерации 2 класса,
доцент кафедры "Налоги и налогообложение"
Финансового университета при Правительстве РФ,
аттестованный консультант по налогам и сборам
Как и любые расходы организации, командировочные расходы должны быть подтверждены документально (п. 1 ст. 252 НК РФ). Исходя из смысла ст. 168 ТК РФ, работодатель обязан компенсировать работнику его фактические расходы, а именно: сумму в рублях, которую он потратил для приобретения израсходованного количества валюты в соответствии с авансовым отчетом.
Если работнику выдается аванс в рублях, он самостоятельно приобретает валюту. В этом случае ему обязательно выдается документ об осуществлении операций с наличной иностранной валютой (п. 4.9 Инструкции Банка России от 16.09.2010 N 136-И (далее - Инструкция N 136-И). В таком документе обязательно указан курс иностранной валюты или кросс-курс иностранной валюты (п. 4.10 Инструкции N 136-И, п. 9 Приложения 3 к Инструкции N 136-И). Поэтому подтвержденные командировочные расходы вполне обоснованно могут быть пересчитаны по курсу иностранной валюты, указанному в документе, выдаваемом физическому лицу при осуществлении операций с наличной иностранной валютой.
Если же работник по какой-либо причине не представил указанный документ, то для пересчета расходов на командировку применяется курс иностранной валюты, установленный ЦБ РФ на дату выдачи подотчетных сумм. Такой порядок обусловлен тем, что сумму расходов в валюте можно сопоставить с подотчетной суммой в рублях, выданной в составе аванса по курсу, установленному ЦБ РФ на дату выдачи. А учитывая, что в соответствии с п. 10 ст. 272 НК РФ в случае перечисления аванса, задатка на оплату расходов в валюте такие расходы пересчитываются по курсу, установленному ЦБ РФ на дату перечисления аванса, задатка (в части, приходящейся на аванс, задаток), в ситуации, когда работник не может подтвердить курс обмена рублей в иностранную валюту, пересчет суммы в иностранной валюте производится по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату выдачи подотчетных сумм (такая позиция также сформулирована в письмах Минфина России от 03.09.2015 N 03-03-07/50836, от 21.01.2016 N 03-03-06/1/2059).
Приведенный выше порядок пересчета командировочных расходов следует из норм Налогового кодекса РФ. Поэтому его не нужно устанавливать в рамках формирования учетной политики для целей налогового учета.
Положения Налогового Кодекса РФ и письма Минфина России по вопросам применения налогового законодательства не касаются порядка бухгалтерского учета в организациях госсектора, который регулируется прежде всего нормами бюджетного законодательства, Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Инструкцией по применению Единого плана счетов N 157н.
Гарант рекомендует:
Подробнее об учете расходов по загранкомандировкам и расчетах с работниками при выплате суточных в рублях читайте в материалах Энциклопедии решений:
- Учет расчетов по загранкомандировкам в госучреждении;
- Учет расчетов по загранкомандировкам в госучреждении при выдаче аванса в российских рублях.
28 апреля 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: Работникам бюджетного учреждения при направлении в загранкомандировки аванс выплачивается в рублях. Сумма расходов в иностранной валюте определяется по первичным документам. Если работником не представлен документ о приобретении иностранной валюты, по какому курсу следует осуществлять пересчет в рубли: на дату утверждения авансового отчета (см. также письма Минфина России от 06.06.2011 N 03-03-06/1/324, ФНС России от 21.03.2011 N КЕ-4-3/4408) или на дату выдачи подотчетных сумм (письма Минфина России от 03.09.2015 N 03-03-07/50836, от 21.01.2016 N 03-03-06/1/2059). Вправе ли учреждение установить порядок пересчета в подобных ситуациях в учетной политике для целей налогообложения?
Могут ли указанные письма напрямую применяться в целях ведения бухгалтерского учета и для подтверждения законности (обоснованности) расходования бюджетных средств (средств бюджетных учреждений)?
Автор
К.В. Новосёлов - заместитель руководителя Контрольного управления ФНС России, к.э.н., государственный советник Российской Федерации 2 класса, доцент кафедры "Налоги и налогообложение" Финансового университета при Правительстве РФ, аттестованный консультант по налогам и сборам