Обзор разъяснений по налоговому и страховому законодательству за март-апрель 2016 г.
Л. Чистякова,
эксперт по налогообложению и бухгалтерскому учету,
аттестованный налоговый консультант по налогам и сборам
Журнал "Налоговый вестник", N 5, май 2016 г., с. 10-22.
В данном номере журнала мы продолжим изучать выводы не только Минфина РФ и ФНС России по вопросам применения налогового законодательства. Отдельное внимание уделим разъяснениям Минтруда РФ и ФСС РФ, которые они дали по вопросам применения законодательства о страховых взносах.
Налогообложение
Оформление платежки на уплату налога представителем
В письме от 29.02.2016 N ЗН-4-1/3234 ФНС России разъяснила порядок оформления платежного поручения на перечисление налоговых платежей в бюджетную систему РФ законными (уполномоченными) представителями налогоплательщиков в счет исполнения обязанности по уплате налога за других лиц.
Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 1 ст. 26 НК РФ).
Следовательно, налог может быть уплачен представителем налогоплательщика от имени представляемого. В этом случае уплата налога представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого.
Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами (п. 3 ст. 26 НК РФ).
В платежном документе на перечисление суммы налога в бюджет должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.
Указанная позиция изложена в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46.
В целях идентификации налогоплательщика и платежа в платежном документе на перечисление суммы налога в поле 24 "Назначение платежа" кроме Ф.И.О. налогоплательщика, чьи обязанности исполняются в соответствии с законодательством о налогах и сборах, должны быть указаны номер и дата Доверенности на предоставление интересов от имени налогоплательщика и Ф.И.О. законного (уполномоченного) представителя налогоплательщика.
Таким образом, по мнению ФНС России, при представлении интересов налогоплательщика представитель должен представить оригинал доверенности на представление интересов от имени налогоплательщика либо заверенную в установленном порядке копию такой доверенности.
Порядок регистрации изменений в уставе ООО в случае увеличения его УК
Федеральная нотариальная палата письмом от 24.03.2016 N 932/03-16-3 направила для использования в работе письмо ФНС России от 15.03.2016 N ГД-3-14/1086@.
Факт принятия решения общего собрания участников ООО об увеличении уставного капитала и состав участников общества, присутствовавших при принятии указанного решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения (п. 3 ст. 17 Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ)).
Это нововведение было внесено в ст. 17 Закона N 14-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 67-ФЗ).
При этом, исходя из целей принятия Закона N 67-ФЗ - обеспечение достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, положения п. 3 ст. 17 Закона N 14-ФЗ, по мнению ФНС России, применимы к решению об увеличении уставного капитала ООО, принятому как общим собранием участников общества, так и единственным участником ООО.
Из действующего в настоящее время законодательства Российской Федерации следует, что принятие решения об увеличении уставного капитала общества с ограниченной ответственностью влечет необходимость внесения изменений в учредительный документ общества - в устав ООО.
При государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется (подп. "б" п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)) в том числе:
а) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений.
Основанием для принятия решения о внесении изменений в учредительные документы ООО в связи с увеличением уставного капитала общества является решение об увеличении уставного капитала ООО, факт принятия которого и состав участников общества, присутствующих при принятии указанного решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения (ст.ст. 17-19 Закона N 14-ФЗ).
Итоговым документом при совершении нотариального удостоверения факта принятия решения общего собрания участников ООО (единственного участника ООО) об увеличении уставного капитала ООО и состава участников ООО, присутствующих при принятии указанного решения, является выданное совершившим такое нотариальное действие нотариусом (лицом, замещающим временно отсутствующего нотариуса) свидетельство об удостоверении факта принятия решения органом управления юридического лица и о составе участников (членов) этого органа, присутствовавших при принятии данного решения (ст. 103.10 Основ законодательства РФ о нотариате).
Учитывая изложенное, при государственной регистрации изменений, внесенных в устав ООО в связи с увеличением уставного капитала общества, в регистрирующий орган в качестве документа, предусмотренного подп. "б" п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ, представляется:
а) решение о внесении изменений в устав ООО;
б) и документ, подтверждающий принятие решения общего собрания участников ООО (единственного участника ООО) об увеличении уставного капитала ООО и состав участников ООО, присутствующих при принятии указанного решения.
Таким документом является содержащее такую информацию и выданное нотариусом (лицом, замещающим временно отсутствующего нотариуса):
а) свидетельство об удостоверении факта принятия решения органом управления юридического лица и о составе участников (членов) этого органа, присутствовавших при принятии данного решения;
б) или надлежащим образом заверенная копия свидетельства об удостоверении факта принятия решения органом управления юридического лица и о составе участников (членов) этого органа, присутствовавших при принятии данного решения.
Вышеуказанное свидетельство может содержать также информацию об иных принятых общим собранием участников ООО (единственным участником общества) решениях.
Форма свидетельства не установлена в соответствии с порядком, определенным Основами законодательства РФ о нотариате. Тем не менее отсутствие установленной формы свидетельства не является основанием для отказа в совершении нотариального действия. Примерный образец свидетельства приведен в приложении N 2 к письму ФНП от 01.09.2014 N 2405/03-16-3.
Заполнение строк счета-фактуры при реализации услуг обособленному подразделению
В письме от 26.02.2016 N 03-07-09/11029 Минфин России дал разъяснения о том, как заполнять строки 6, 6а и 6б счета-фактуры при реализации головной организацией услуг обособленному подразделению.
В строках 6 "Покупатель", 6а "Адрес" и 6б "ИНН/КПП покупателя" счета-фактуры указываются соответственно наименование покупателя в соответствии с учредительными документами, место нахождения покупателя в соответствии с учредительными документами и идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет налогоплательщика-покупателя (подп. "и", "к" и "л" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).
Поэтому в случае реализации услуг обособленному подразделению организации в строках 6 "Покупатель" и 6а "Адрес" счета-фактуры должны быть указаны данные головной организации, в строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП соответствующего обособленного подразделения.
При этом Минфин РФ напомнил, что если ошибки в счетах-фактурах не препятствуют налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму НДС, предъявленную покупателю, то они не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС. Это правило прямо установлено абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ.
По "запоздалым" счетам-фактурам можно получить вычет
К такому выводу пришел Минфин России в письме от 20.02.2016 N 03-07-11/9780.
В своих разъяснениях он признал выставление счетов-фактур позже установленного п. 3 ст. 168 НК РФ срока обстоятельством, которое не свидетельствует об ошибке, препятствующей в принятии к вычету НДС.
Счета-фактуры должны быть выставлены не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) (п. 3 ст. 168 НК РФ). При этом в соответствии с подп. 1 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны порядковый номер и дата выписки счета-фактуры.
Ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму НДС, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС (абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ).
Поэтому Минфин РФ пришел к выводу, что счета-фактуры, выставленные исполнителем после срока, установленного п. 3 ст. 168 НК РФ, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС, предъявленных покупателю продавцом.
Учет СМР при составлении пропорции по НДС
Письмо от 26.02.2016 N 03-07-11/10717 Минфин России посвятил порядку определения стоимости СМР, выполненных для собственного потребления, при определении пропорции для целей раздельного учета НДС.
Выполнение СМР для собственного потребления признается объектом налогообложения НДС (подп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Вычетам подлежат суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в случае их приобретения для использования в операциях по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), а также для производства товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не признаются объектом налогообложения НДС в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.
Суммы НДС, предъявленные налогоплательщикам по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых, так и освобождаемых от налогообложения операций:
а) либо принимаются к вычету;
б) либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
Для этого организация должна в учетной политике для целей налогообложения установить соответствующий порядок. При этом ей следует учитывать особенности, установленные п. 4.1 ст. 170 НК РФ (п. 4 ст. 170 НК РФ).
В соответствии с п. 4.1 ст. 170 НК РФ указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период. При этом особенности определения вышеуказанной пропорции при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), не являющихся объектом налогообложения НДС, не установлены.
Кроме того, как указал Минфин РФ, в п. 4.1 ст. 170 НК РФ не установлены особенности ведения раздельного учета в случае осуществления налогоплательщиком операций по реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, а также операций, не признаваемых объектом налогообложения НДС.
Поэтому, по его мнению, при определении вышеуказанной пропорции учитываются как облагаемые НДС операции, в том числе выполнение СМР для собственного потребления, так и не облагаемые этим налогом (исключенные из налогообложения) операции по всем основаниям, предусмотренным Главой 21 НК РФ, в том числе операции, не признаваемые объектом налогообложения НДС в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ, а также операции, поименованные в ст. 149 НК РФ.
При выполнении СМР для собственного потребления налоговая база по НДС определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение, включая расходы реорганизованной (реорганизуемой) организации (п. 2 ст. 159 НК РФ).
Таким образом, по мнению Минфина РФ, при определении указанной пропорции должна быть указана стоимость СМР для собственного потребления, выполненных за соответствующий налоговый период, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.
Указание признака актуальности в "уточненках" по НДС
ФНС России от 21.03.2016 N СД-4-3/4581@ дала свои разъяснения о порядке отражения сведений в графе 3 по строке 001 разделов 8-9, а также приложениях 1 к ним уточненной налоговой декларации по НДС.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (п. 1 ст. 81 НК РФ).
Порядок заполнения декларации по НДС утвержден приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме" (далее - Порядок).
Согласно пп. 45.2, 46.2, 47.2, 48.2 Порядка в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации по НДС в графе 3 по строке 001 указывается признак актуальности сведений, отраженных в разделах 8 и (или) 9, а также Приложениях к ним.
Так, цифру "0" надо указать в случае, если в ранее представленной декларации сведения по разделам 8 и (или) 9 декларации не представлялись, либо в случае замены сведений, если выявлены ошибки в ранее поданных сведениях или неполнота отражения сведений.
Цифра "1" указывается в случае, если сведения, представленные налогоплательщиком ранее в налоговый орган, актуальны, достоверны, изменению не подлежат и в налоговый орган не представляются.
В случаях внесения изменений в книгу покупок и (или) книгу продаж по истечении налогового периода, за который представляется декларация, налогоплательщиками заполняется Приложение 1 к разделам 8 и (или) 9 (пп. 46 и 48 Порядка).
Таким образом, при представлении налогоплательщиком уточненной декларации по НДС в графе 3 по строке 001 раздела 8 и (или) раздела 9 указывается цифра "0" или "1".
Если налогоплательщик в разделе 8 и (или) 9 уточненной декларации по НДС по строке 001 графы 3 указывает цифру "0", то в эти разделы переносятся сведения из раздела 8 и (или) 9 первичной декларации по НДС.
Если налогоплательщик указывает цифру "1", то строки 005, 010-190 раздела 8 и строки 005, 010-280 раздела 9 не заполняются.
При этом в Приложениях к разделам 8 и (или) 9 уточненной декларации по НДС в графе 3 по строке 001 указывается цифра "0".
В случае представления налогоплательщиком новой уточненной декларации по НДС строка 001 графы 3 разделов 8 и (или) 9 и Приложений к ним заполняется в аналогичном порядке.
Дата уплаты НДФЛ с зарплаты
В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным и трудовым договорами.
Работодатель - налоговый агент производит исчисление, удержание и перечисление в бюджет НДФЛ с заработной платы (в том числе за первую половину месяца) один раз в месяц при окончательном расчете дохода работника по итогам каждого месяца, за который был начислен доход, в сроки, установленные в п. 6 ст. 226 НК РФ.
Перечисляя аванс, работодатель - налоговый агент не удерживает НДФЛ.
Например, если заработная плата за первую половину месяца выплачена 20 января, то НДФЛ с нее не исчисляется. Но если заработная плата, начисленная за январь месяц, была выплачена частично 10 февраля и 15 февраля, то перечислить удержанный НДФЛ с сумм заработной платы следует не позднее 11 февраля и 16 февраля.
К такому выводу пришла ФНС в письме от 24.03.2016 N БС-4-11/4999.
Отметим, что Государственная дума РФ 23.03.2016 в I чтении одобрила проект Федерального закона N 983383-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда".
Этим проектом планируется внести изменения в ч. 6 ст. 136 ТК РФ, согласно которым законодательно будут введены сроки выплаты заработной платы за месяц. Будет предусмотрено, что конкретная дата выплаты заработной платы хотя и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором, но не должна быть позднее 10 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
НДФЛ с доходов участника ликвидируемого ООО
В письме от 26.02.2016 N 03-04-05/11025 Минфин России разъяснил порядок налогообложения НДФЛ с доходов, которые получают участники ООО при его ликвидации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) участники ООО вправе получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.
Статьей 41 НК РФ установлено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 210 НК РФ).
При передаче средств (имущества) участнику общества в случае ликвидации ООО налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества (имущественных прав) (абз. 2 подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ). Это новая редакция абз. 2 подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ, действующая согласно изменениям, которые были внесены в нее п. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 июня 2015 г. N 146-ФЗ "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 146-ФЗ).
Положения Закона N 146-ФЗ вступили в силу с 1 января 2016 года.
Таким образом, при определении налоговой базы в отношении доходов налогоплательщика в виде средств (имущества), переданных участнику общества при ликвидации общества, полученных начиная с 1 января 2016 г., налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых НДФЛ доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества (имущественных прав).
Возможность уменьшения таких доходов, полученных до 1 января 2016 г., на сумму расходов на приобретение доли в уставном капитале ООО положениями главы 23 НК РФ предусмотрена не была.
Уплата авансовых платежей по налогу на прибыль
ФНС России в письме от 14.03.2016 N СД-4-3/4129@ "О действиях налоговых органов при изменении порядка уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций" дала разъяснения с изменением с 1 января 2016 года порядка уплаты налогоплательщиками авансовых платежей по налогу на прибыль организаций.
До 1 января 2016 года организации, у которых за предыдущие 4 квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 млн. рублей за каждый квартал, уплачивали только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода (абз. 1 п. 3 ст. 286 НК РФ).
С января 2016 года квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода должны уплачивать организации, у которых за предыдущие 4 квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 млн. рублей за каждый квартал. Это изменение внесено п. 9 ст. 2 Федерального закона от 8 июня 2015 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" в абз. 1 п. 3 ст. 286 НК РФ.
Следовательно, с 1 января 2016 года такой порядок уплаты налога должны начать применять налогоплательщики, у которых за предыдущие 4 квартала доходы от реализации составили в среднем от 10 до 15 млн. руб. за каждый квартал или от 40 до 60 млн. руб. в целом за 4 квартала (10 млн. руб. в квартал x 4 квартала и 15 млн. руб. в квартал x 4 квартала).
Таким образом, если доходы от реализации не превысили 60 млн. руб., то организация уплачивает только квартальные авансовые платежи. Но если выручка организация превысит 60 млн. руб., то ею могут быть уплачены:
а) квартальные и ежемесячные авансовые платежи в течение квартала;
б) или ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли.
Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода. Указанный порядок применяется также и в случае перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода (абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ).
Налогоплательщики, у которых за 2015 год доходы от реализации составили от 40 до 60 млн. руб., в I квартале 2016 года не должны уплачивать ежемесячные авансовые платежи, исчисленные ранее в налоговых декларациях по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2015 года по срокам уплаты: 28 января, 29 февраля, 28 марта 2016 года.
Пример
Организация перечисляет авансовые платежи по налогу на прибыль ежеквартально. Ее доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) без учета НДС составили:
в IV квартале 2015 года - 28 500 000 руб.
в III квартале 2015 года - 13 500 000 руб.;
во II квартале 2015 года - 12 000 000 руб.;
в I квартале 2015 года - 11 500 000 руб.;
в IV квартале 2014 года - 700 000 руб.
По окончании IV квартала 2016 года бухгалтер "Альфы" проверил возможность поквартальной уплаты налога на прибыль в дальнейшем.
Средний доход от реализации за 4 предшествующих квартала составляет: (28 500 000 руб. + 13 500 000 руб. + 12 000 000 руб. + 11 500 000 руб.) : 4 кв. = 16 375 000 рублей за квартал.
Размер полученной выручки за квартал превышает предельно допустимую величину (15 000 000 руб. в среднем за квартал).
Поэтому с 1 января 2016 года организация утратила право на поквартальное перечисление авансовых платежей по налогу на прибыль. Начиная с I квартала 2016 года она должна перечислять ежемесячные авансовые платежи исходя из прибыли, полученной в предыдущем квартале.
Организация указала ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль, подлежащие уплате в I квартале 2016 года, в уточненной декларации за 9 месяцев 2015 года. В ней она заполнила подраздел 1.2 раздела I (с кодом "21") и строки 320-340 листа 02.
Налогоплательщики, которые утратили право на поквартальное перечисление авансовых платежей по налогу на прибыль, вправе с 1 января 2016 года представить в налоговые органы уточненные налоговые декларации за 9 месяцев 2015 года с указанием нулей по строкам 120-140 и 220-240 подраздела 1.2 Раздела 1 с кодом "21" по строке 001 "Квартал, на который исчисляются авансовые платежи (код)" и с указанием прочерков по строкам 320-340 Листа 02 по строкам 121 Приложений N 5 к Листу 02.
Налоговые инспекции, которые получили от организаций налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 2015 год, должны:
1) выбрать налогоплательщиков, у которых согласно декларации [стр. 010 Листа 02 с кодами "1", "2", "3", "4" по реквизиту "Признак налогоплательщика (код)" + стр. 010 Листа 05 с кодами "1", "2", "3" по реквизиту "Вид операции" + (стр. 020 + стр. 030 + стр. 040 + стр. 050) Листа 06] / 4 доход от реализации выше 10 млн. руб., но не превышает сумму 15 млн. руб. в среднем за каждый квартал 2015 года;
2) проверить, исчислены ли данными налогоплательщиками в налоговых декларациях (в уточненных налоговых декларациях) за 9 месяцев 2015 года ежемесячные авансовые платежи на I квартал 2016 года (строки подраздела 1.2 Раздела 1, стр. 320-340 Листа 02, стр. 121 Приложений N 5 к Листу 02);
3) если в карточках расчетов с бюджетом (КРСБ) при наступлении сроков уплаты отражаются начисленные суммы ежемесячных авансовых платежей на I квартал 2016 года, то структурное подразделение налогового органа по месту учета налогоплательщика, осуществляющее проверку налоговых деклараций за 2015 год, формирует служебную записку о необходимости сложения указанных сумм по соответствующим срокам уплаты в соответствующем разделе информационного ресурса "Камеральные налоговые проверки" и последующего автоматического отображения в КРСБ.
При этом после сложения платежей ИФНС сама должна проинформировать организацию об изменении порядка уплаты ею авансовых платежей. Сделать это налоговики должны в 5-дневный срок. Рекомендуемая форма сообщения приведена в приложении N 1 к письму ФНС России от 14.03.2016 N СД-4-3/4129@;
4) при наличии у налогоплательщика обособленных подразделений на территориях, подведомственных иным налоговым органам, ИФНС по месту нахождения организации в этот же срок должна направить в инспекцию по месту нахождения обособленных подразделений (по месту нахождения ответственных обособленных подразделений) информационное сообщение об изменении с 1 января 2016 года порядка уплаты налогоплательщиком авансовых платежей налога на прибыль организаций.
Информационное сообщение направляется по СЭД в электронном виде, заверяется ЭЦП руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Рекомендуемый текст информационного сообщения приведен в приложении N 2 к письму ФНС России от 14.03.2016 N СД-4-3/4129@.
Уплата авансовых платежей, если организация получает доход, облагаемый по разным ставкам
О том, как организации надлежит уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль, если она получает доход от деятельности, который облагается по разным ставкам, Минфин РФ дал свои разъяснения в письме от 18.02.2016 N 03-03-06/1/8988.
НК РФ не устанавливает особого порядка уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль организаций в случае, если налогоплательщик осуществляет деятельность, доходы от которой облагаются по разным налоговым ставкам.
Перечислять авансовые платежи по налогу на прибыль организаций один раз в квартал могут организации, у которых за предыдущие 4 квартала доходы от реализации не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал.
При этом в расчете должны участвовать все доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за 4 предшествующих квартала.
Законодательство о страховых взносах
ФСС РФ в письме от 14.03.2016 N 02-09-05/06-06-4615 направила обзор ответов по вопросам применения положений Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
Этот обзор был подготовлен с учетом позиций Минтруда РФ, изложенных им в соответствующих письмах.
Как начислять взносы, если работник поменял место работы
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.
Следовательно, организация - плательщик страховых взносов при определении базы для начисления страховых взносов учитывает только те выплаты, которые производятся в пользу физического лица в рамках трудовых отношений между этой организацией и ее работником.
Таким образом, если в течение года физическое лицо сменило организацию-работодателя, то новая организация-работодатель, являясь самостоятельным плательщиком страховых взносов, определяет базу для начисления страховых взносов в отношении выплат своему работнику без учета выплат в его пользу предыдущей организацией-работодателем.
Указанная позиция была выражена и в письме Минтруда от 12.11.2015 N 17-4/ООГ-1569.
О компенсации работнику, использующему в служебных целях транспорт по доверенности
О начислении страховых взносов при выплате компенсации работнику за использование в служебных целях транспортного средства, управляемого им по доверенности (Минтруд России письмо от 13.11.2015 N 17-3/В-542).
Обложению страховыми взносами не подлежат все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
При использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме (ст. 188 ТК РФ).
Следовательно, сумма компенсации, которая выплачивается работнику организации за использование личного имущества (транспорта), не подлежит обложению страховыми взносами в случае, если выполняется условие: использование данного имущества связано с исполнением трудовых обязанностей (разъездной характер исполнения трудовых обязанностей, служебные цели).
При этом размер возмещения указанных расходов должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием упомянутого имущества для целей трудовой деятельности. То есть организация должна располагать копиями документов, подтверждающих как право собственности работника на используемое имущество, так и расходы, понесенные им при использовании данного имущества в рабочих целях.
В соответствии со ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.
Передача имущества по доверенности не влечет перехода права собственности к лицу, которому выдана доверенность, и данное имущество не может считаться личным имуществом доверенного лица.
Таким образом, поскольку возмещение работодателем расходов работника, связанных с использованием не принадлежащего ему на праве собственности имущества, ТК РФ не предусмотрено, то суммы компенсации, выплачиваемые работнику за использование транспортного средства, управляемого им на основании доверенности на право управления транспортным средством, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Вышеуказанные выводы были изложены в письме Минтруда России от 13.11.2015 N 17-3/В-542.
О взносах при оплате отпуска для санаторно-курортного лечения
Обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций не подлежат государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
Исходя из положений ст. 8 Закона N 125-ФЗ, обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в том числе в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного, при наличии прямых последствий страхового случая, в частности на медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, включая оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации.
Оплата отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) осуществляется в размере среднего заработка, исчисленного в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ для оплаты отпусков (п. 32 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2006 N 286).
Оплата отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации), предоставляемого работнику для санаторно-курортного лечения в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Поэтому сумма такой оплаты, выплачиваемая в размере среднего заработка, исчисленного в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ для оплаты отпусков, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, обложению страховыми взносами не подлежит.
При заполнении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), утвержденной приказом Фонда от 26.02.2015 N 59, вышеуказанные суммы отражаются в строке 7 таблицы 8 "Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Порядку начисления страховых взносов при оплате отпуска для санаторно-курортного лечения в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания было посвящено письмо Минтруда России от 27.10.2015 N 17-3/В-524.
О взносах при выплате вознаграждений членам совета директоров и членам ревизионной комиссии
Минтруд России в письме от 26.02.2016 N 17-4/ООГ-318 дал свои разъяснения по вопросу о обложении страховыми взносами вознаграждений членам совета директоров и членам ревизионной комиссии АО.
Объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).
Органом управления, осуществляющим общее руководство деятельностью АО, является совет директоров (наблюдательный совет) общества (ст. 64 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ).
Ревизионная комиссия общества является органом для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью АО (ст. 85 Закона N 208-ФЗ).
На основании указанных статей по решению общего собрания акционеров членам совета директоров, членам ревизионной комиссии общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров общества, членов ревизионной комиссии. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.
Вследствие этого акционерное общество не может гарантировать в обязательном порядке выплату вознаграждений членам совета директоров и ревизионной комиссии.
В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ гражданско-правовым договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка) (п. 3 ст. 154 ГК РФ).
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).
Однако положениями Закона N 208-ФЗ обязанность по выплате вознаграждения членам совета директоров и членам ревизионной комиссии акционерного общества за выполнение ими управленческих и, соответственно, контрольных функций не предусмотрена.
Кроме того, вознаграждение членам совета директоров и членам ревизионной комиссии выплачивается по решению общего собрания АО, которое их и назначает. Поэтому такое вознаграждение не является оплатой работ или услуг.
В рассматриваемом случае не выполняется критерий об оказании услуги по гражданско-правовому договору, представляющему двустороннюю или многостороннюю сделку в соответствии с положениями ГК РФ.
В отношении членов совета директоров АО и членов ревизионной комиссии происходит лишь одностороннее выражение воли общего собрания акционеров. Таким образом, по нашему мнению, отношения между членами совета директоров общества, членами ревизионной комиссии и самим обществом не могут рассматриваться как отношения, существующие в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Статьей 11 ТК РФ предусмотрено, что трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на членов совета директоров организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор).
Минтруд РФ указал, что договор между организацией и членами совета директоров нельзя считать трудовым договором. По мнению Минтруда РФ, связано это с тем, что исполнительный орган АО (директор, генеральный директор) организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров общества (ст. 69 Закона N 208-ФЗ). То есть члены совета директоров АО не подчиняются распоряжениям исполнительного органа.
При трудовых отношениях присутствуют элементы подчинения работника правилам труда у работодателя, но не наоборот.
Совет директоров является вышестоящей инстанцией по отношению к генеральному директору организации. Членам совета директоров выплачивается вознаграждение, а не заработная плата, которая зависит от квалификации работника, условий труда и результатов работы.
Поэтому правоотношения между членами совета директоров и руководителем организации не могут быть отнесены к трудовым, что закреплено положениями ст. 11 ТК РФ.
Должности членов ревизионной комиссии, в соответствии с положениями Закона N 208-ФЗ, являются выборными. Избрание лиц, занимающих эти должности, осуществляется высшим органом управления АО - общим собранием акционеров - в целях контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества, что не может быть связано с трудовой деятельностью ревизоров в самом акционерном обществе.
Поскольку вознаграждения членам совета директоров, членам ревизионной комиссии АО производятся на основании решения общего собрания акционеров общества, а не в соответствии с трудовыми договорами или гражданско-правовыми договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, то на основании положений ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ такие вознаграждения не облагаются страховыми взносами.
Вышеизложенная позиция по вопросу начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на вознаграждения членам совета директоров и ревизионной комиссии АО письмом Минтруда России от 18.12.2015 N 17-4/10/В-9648 была направлена в ПФР с указанием о ее доведении до сведения всех территориальных органов ПФР.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1