Педагогический работник проживает в муниципальном образовании "Хомутовский район" Курской области.
В школах сельской местности для педагогических работников предусмотрены льготы на приобретение льготного твердого топлива (угля и дров) по нормам, указанным в постановлении Правительства Курской области от 03.06.2004 N 59: 2 тонны угля и 2 складочных кубометра дров. Администрация предлагает вместо дров купить уголь, но печь в доме на такое топливо не рассчитана. В районе нет организаций, которые продают дрова.
Имеют ли право педагогические работники на выбор твердого топлива, в данном случае дров взамен угля, так как у работников дровяная отопительная система?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности, при наличии печного отопления, имеет право на денежную компенсацию собственных расходов по приобретению твердого топлива (дров), с учетом их доставки, по фактическим затратам, но не более двух складочных кубометров в год. При этом Администрация района обязана организовать в границах муниципального образования снабжение населения твердым топливом (дровами) путем обеспечения возможности населению осуществлять приобретение твердого топлива (дров) в границах поселений. Действующее законодательство не наделяет органы исполнительной власти правом понуждать граждан вместо дров приобретать иной вид твердого топлива (например уголь), если он не предназначен для имеющейся отопительной системы.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на представление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с представлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций, устанавливаются законодательством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований субъектов РФ.
Статьями 1, 7 Закона Курской области от 23.12.2005 N 100-ЗКО "О предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг", п. 6 Правил предоставления отдельным категориям граждан компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Курской области от 24.04.2009 N 58, предусмотрено предоставление педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, в том числе по оплате твердого топлива (дров), в виде денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива и его доставку. Компенсационные выплаты в связи с расходами по приобретению твёрдого топлива производятся льготополучателю ежегодно по мере приобретения им твёрдого топлива, в пределах установленных нормативов.
Нормы потребления твердого топлива на территории Курской области установлены Положением о порядке снабжения твердым топливом населения и коммунально-бытовых предприятий в Курской области, утвержденным постановлением Правительства Курской области от 03.02.2000 N 17 (далее - Положение). Согласно п. 7 Положения продажа населению твердого топлива в виде дров производится из расчета двух складочных кубометров в год.
Таким образом, педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности, при наличии печного отопления, имеет право на денежную компенсацию собственных расходов по приобретению твердого топлива (дров), с учетом их доставки, по фактическим затратам, но не более двух складочных кубометров в год.
То обстоятельство, что в районе проживания педагогического работника отсутствуют хозяйствующие субъекты, которые бы занимались заготовкой дров и реализацией их населению, не может умалять право такого гражданина на получение льгот, гарантированных государством. Как следует из п. 4 ч. 2 ст. 7 Устава муниципального района "Хомутовский район" Курской области (далее - Устав), обязанность снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, относится к вопросам местного значения Хомутовского района. Непосредственное обеспечение исполнительно-распорядительных функций по решению этих вопросов в интересах населения Хомутовского района (в том числе и по снабжению населения твердым топливом) возлагается на Администрацию района (п. 1 ч. 4 ст. 32 Устава). Поэтому именно Администрация района должна организовать в границах муниципального образования снабжение населения твердым топливом (дровами) путем обеспечения возможности населению осуществлять приобретение твердого топлива (дров) в границах поселений и реализации права педагогических работников на получение компенсации расходов на его оплату.
Более того, твердое топливо должно быть предоставлено получателю услуги в таком виде, чтобы его можно было использовать по прямому назначению для отопления жилого помещения, иначе получатель услуги лишается возможности использовать предоставленные законом гарантии и реализовать право на компенсацию расходов по отоплению жилого помещения в полном объеме. В частности, в силу п. 1.1.1 ГОСТа 3243-88 "Дрова. Технические условия" к дровам в качестве топлива применяются следующие требования: они должны быть длиной 1 м и менее и толщиной от 16 до 26 см, расколоты на две части, толщиной от 28 до 40 см - на четыре части, толщиной 42 см и более - на количество частей, при котором наибольшая линия раскола по торцу любой части не превышает 22 см. Аналогичного мнения придерживаются суды (смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 13.02.2014 по делу N 33-426/2014, апелляционное определение Мурашинского районного суда Кировской области от 18.11.2014). Отметим, что действующее законодательство не наделяет органы исполнительной власти правом понуждать граждан вместо дров приобретать иной вид твердого топлива (например уголь).
Бездействие Администрации района может быть обжаловано в судебном порядке. Суды исходят из того, что отсутствие стабильно функционирующих торгующих организаций (индивидуальных предпринимателей), обеспечивающих завоз твердого топлива в объеме, достаточном для удовлетворения потребностей категории граждан, которым законом предусмотрены меры социальной поддержки, его доставку по месту их жительства означает ограничение прав указанных категорий граждан и ухудшение ранее достигнутого уровня их социальной защиты (смотрите, к примеру, решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 15.09.2014 по делу N 2-685/14, апелляционное определение Верховного Суда Республики Дагестан от 22.05.2014 по делу N 33-1669).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Васильев Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
6 мая 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.