Федеральным законом от 30.03.2016 N 77-ФЗ были внесены поправки в ст. 4.5 КоАП РФ и изменена редакция ст. 15.11 КоАП РФ. Все изменения вступили в силу 10 апреля 2016 года. Как на практике будут применяться новые нормы об административной ответственности должностных лиц организаций за нарушение требований к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности?
О.П. Гришина,
редактор журнала "Налоговая проверка"
Журнал "Налоговая проверка", N 3, май-июнь 2016 г., с. 62-64.
Административный штраф за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету налагается на должностных лиц организации (ст. 15.11 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ под должностными лицами понимаются лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции: руководители и другие работники. При этом административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Словом, субъектами правонарушения, предусмотренного ст. 15.11 КоАП РФ, могут быть:
- или руководитель организации как лицо, ответственное за организацию бухгалтерского учета и отчетности;
- или главный бухгалтер, ответственный за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Новой редакцией ст. 15.11 КоАП РФ увеличены минимальный и максимальный размеры штрафа за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету. Если ранее их размер составлял 2 000 и 3 000 руб., то теперь - 5 000 и 10 000 руб.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 28.3 и ст. 23.1 КоАП РФ протоколы в отношении нарушений, указанных в ст. 15.11 КоАП РФ, составляют должностные лица налоговых органов, а рассматривают судьи. Причем в каждом конкретном случае размер штрафа устанавливает судья с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. 4.1 КоАП РФ).
Кроме того, налоговики теперь вправе наказать должностные лица за повторное совершение указанного административного правонарушения. В этом случае в отношении них могут применяться либо санкции в большем размере - от 10 000 до 20 000 руб., либо дисквалификация*(1) на срок от одного года до двух лет.
При этом повторным совершением административного правонарушения является совершение его в тот период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ). Указанный период длится со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6 КоАП РФ).
До 10 апреля 2016 года срок, по истечении которого должностное лицо не могло быть оштрафовано по ст. 15.11 КоАП РФ, составлял согласно ст. 4.5 КоАП РФ три месяца.
После этой даты срок увеличился до двух лет с момента нарушения правил ведения бухгалтерского учета. Однако, как подчеркнуто в Информационном сообщении Минфина России от 07.04.2016 N ИС-учет-1, привлечение к административной ответственности возможно только при совершении грубых нарушений в бухучете.
Следует иметь в виду, что под понятие "грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету" на основании примечания к ст. 15.11 КоАП РФ (в новой редакции) подпадает большее число действий. Наравне с занижением сумм начисленных налогов и сборов (не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета) и искажением любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении (не менее чем на 10%), таковыми теперь являются:
- регистрация не имевших места фактов хозяйственной жизни, мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
- ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
- составление бухгалтерской отчетности не на основе данных регистров бухгалтерского учета;
- отсутствие документов бухгалтерского учета (например, первичных учетных документов, регистров бухучета, бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторского заключения (при обязательном аудите)), подлежащих хранению в соответствии с требованиями ст. 29 Закона N 402-ФЗ*(2) (по общему правилу - не менее пяти лет).
Напомним, в соответствии с п. 2 ст. 10 Закона N 402-ФЗ:
- мнимый объект бухгалтерского учета - это несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (например, неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни);
- притворный объект бухгалтерского учета - это объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).
И последнее. Как и прежде, должностные лица могут быть освобождены от административной ответственности. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
1. Сдать уточненную налоговую декларацию (расчет), а также доплатить налог и пени (подчеркнем, сделать это надо в общем порядке, установленном п. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ для представления уточненных налоговых деклараций).
2. Исправить ошибки, в том числе представить скорректированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность до ее утверждения.
1 мая 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается среди прочего в лишении физического лица права занимать определенные руководящие должности (в том числе занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом).
*(2) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"