Конкуренция на социально значимых рынках
Ю. Полякова,
юрист Коммерческой группы, юридическая фирма VEGAS LEX, г. Москва
Газета "эж-ЮРИСТ", N 17, май 2016 г.
В условиях глобализации экономики и расширения международной торговли ресурсов полномочий внутригосударственных антимонопольных органов может быть недостаточно для обеспечения развития и защиты конкуренции прежде всего на трансграничных рынках. В связи с этим особое значение приобретает межгосударственное сотрудничество, осуществляемое на основании двухсторонних договоров, а также в рамках работы международных организаций. В настоящей статье будет рассмотрено взаимодействие по вопросам развития конкуренции, осуществляемое в рамках СНГ и ЕАЭС.
Сотрудничество в рамках СНГ
Взаимодействие государств - членов СНГ по вопросам развития конкуренции осуществляется на основании Договора о проведении согласованной антимонопольной политики. Первая редакция указанного договора была подписана государствами - членами СНГ еще в 1993 году. Договор был перезаключен в новой редакции 25 января 2000 года. Его целью является создание правовых и организационных основ сотрудничества сторон по проведению согласованной антимонопольной политики и развитию конкуренции.
На основании указанного договора для обеспечения межгосударственного взаимодействия в антимонопольной сфере создан Межгосударственный совет по антимонопольной политике (далее - МСАП). Каждая сторона договора вправе назначить в МСАП двух полномочных представителей. В функции МСАП входят содействие в совершенствовании национальных законодательств по вопросам конкуренции и координация совместной деятельности сторон по созданию правовых основ по пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В рамках МСАП организована Рабочая группа по совместным расследованиям нарушений антимонопольного законодательства в государствах - участниках СНГ (далее - Штаб). Целью Штаба является координация совместных действий конкурентных ведомств сторон по исследованию (расследованию) антиконкурентной практики компаний, действующих на социально значимых рынках в пределах СНГ. При этом под социально значимыми рынками понимаются рынки, успешное функционирование которых обеспечивает создание инфраструктуры, являющейся основой формирования общего экономического пространства в рамках СНГ, а также оказывающей непосредственное влияние на благосостояние граждан. К числу таковых отнесены рынки пассажирских авиаперевозок, телекоммуникаций, зерна, лекарств, горюче-смазочных материалов, а также розничной торговли. В отношении каждого из указанных рынков организована рабочая группа в составе Штаба.
Штаб осуществляет исследование социально значимых рынков и готовит рекомендации, направленные на развитие конкуренции на указанных рынках. На настоящий момент Штабом подготовлены следующие документы:
- Доклад "О состоянии конкуренции на рынках авиаперевозок государств - участников СНГ" (утвержден Решением Совета глав правительств СНГ 14.11.2008);
- информация о состоянии конкуренции на рынке телекоммуникаций государств - участников СНГ (утверждена Решением Совета глав правительств СНГ 19.11.2010);
- Доклад "О состоянии конкуренции на рынке услуг продажи продовольственных товаров в розничных торговых сетях в государствах - участниках СНГ" (утвержден Решением Совета глав правительств СНГ от 28.09.2012);
- Доклад "О состоянии конкуренции и ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов" (утвержден Решением Совета глав правительств СНГ от 21.11.2014);
- Доклад "О состоянии конкуренции на товарных рынках лекарственных средств государств - участников СНГ" (утвержден Решением Совета глав правительств СНГ от 30.10.2015).
Указанные доклады содержат рекомендации, направленные на совершенствование законодательного регулирования и правоприменительной практики на соответствующих социально значимых рынках государств-участников. Так, по итогам анализа рынка авиаперевозок был сделан вывод, что одним из факторов, существенно ограничивающих развитие конкуренции на указанном рынке, являются отдельные положения действующих межправительственных соглашений о воздушном сообщении между государствами - участниками СНГ. В целях устранения указанного препятствия был разработан проект модельного соглашения о воздушном сообщении между государствами - участниками СНГ. На данный момент указанный проект еще не был утвержден.
Кроме того, в некоторых случаях проведенный Штабом анализ состояния конкуренции становился даже основанием для возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения нарушителей к ответственности. Так, в 2010 году по результатам анализа состояния конкуренции на рынке телекоммуникаций ФАС России и Агентством Республики Казахстан по защите конкуренции были возбуждены дела о согласованных действиях МТС, "ВымпелКома", "МегаФона", "GSM Казахстан ОАО "Казахтелекома", "Кар-Тела" и "Мобайл Телеком-Сервиса" при осуществлении межоператорского взаимодействия при предоставлении услуг связи в роуминге.
Помимо этого, ФАС России возбудила дело по признакам установления монопольно высокой цены на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи с использованием роуминга в отношении операторов МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон". По итогам рассмотрения дела ФАС России признала ОАО "МТС", ОАО "ВымпелКом" и ОАО "МегаФон" виновными в злоупотреблении доминирующим положением в форме установления монопольно высокой цены и навязывания невыгодных условий договора. Операторы связи были оштрафованы на общую сумму свыше 38 млн. руб., а также им было предписано снизить тарифы на услуги связи в роуминге в 1,5-4 раза*(1). Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции, в свою очередь, признало "GSM Казахстан ОАО "Казахтелеком", "Кар-Тел" и "Мобайл Телеком-Сервис" злоупотребившими доминирующим положением. По итогам указанных разбирательств в антимонопольных органах России и Казахстана операторы договорились о снижении тарифов в межоператорских соглашениях между собой и другими операторами СНГ, что привело к снижению тарифов на услуги связи в роуминге.
Взаимодействие участников ЕАЭС
В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанным 29 мая 2014 года, Евразийская экономическая комиссия (Комиссия) наделена полномочиями по контролю за соблюдением общих правил конкуренции, установленных данным договором, на трансграничных рынках, а также по осуществлению взаимодействия с антимонопольными органами государств - участников ЕАЭС.
Критерии отнесения рынка к трансграничному определены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2012 N 29. В соответствии с указанным Решением рынок относится к трансграничному, если его географические границы охватывают территории двух и более государств. В отношении нарушений, которые оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках, Евразийская экономическая комиссия наделена прямыми полномочиями по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении общих правил конкуренции, а также применению штрафных санкций к хозяйствующим субъектам. При этом решения Комиссии о наложении штрафа и решения Комиссии, обязывающие нарушителя совершить определенные действия, являются исполнительными документами и подлежат исполнению органами принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц государства-члена, на территории которого зарегистрирован хозяйствующий субъект, совершивший нарушение.
Таким образом, Комиссия обладает полномочиями непосредственно воздействовать на состояние конкуренции на трансграничных рынках. Однако на настоящий момент нам неизвестно о случаях рассмотрения Комиссией дел о нарушениях общих правил конкуренции и случаях применения мер воздействия к нарушителям.
В то же время Комиссия осуществляет активное взаимодействие с антимонопольными органами государств - участников ЕАЭС по вопросам исследования состояния конкуренции на трансграничных рынках. Так, по результатам исследования состояния конкуренции на рынке минерального сырья Комиссией было обеспечено снижение цен для белорусского потребителя на приобретаемый в России апатитовый концентрат с 256 долл. США до 139 долл. США. Кроме того, по результатам анализа рынка лифтов и лифтового оборудования были созданы равные условия для конкуренции белорусских и российских производителей лифтов на трансграничном рынке ЕАЭС*(2).
Также большое внимание Комиссия уделяет вопросу тарифов на услуги связи в роуминге. В составе Комиссии функционирует Подкомитет по конкуренции и антимонопольному регулированию, на заседаниях которого регулярно рассматриваются вопросы развития конкуренции в сфере связи и снижения тарифов в роуминге. Во взаимодействии с Международной рабочей группой по вопросам развития конкуренции на рынках международной связи в роуминге, созданной на базе Штаба по совместным расследованиям СНГ, были разработаны Принципы справедливого роуминга и "Дорожная карта" по реализации принципов справедливого роуминга. В рамках первого этапа, предусмотренного "дорожной картой" и подлежавшего реализации до 1 марта 2016 года, операторам связи было предложено направить их роуминговым партнерам оферты об изменении ставок взаиморасчетов. По итогам реализации первого этапа "дорожной карты" было отмечено снижение межоператорских тарифов в странах ЕАЭС и, следовательно, снижение цен на услуги связи в роуминге. Окончательное подведение итогов реализации первого этапа будет проведено в июне 2016 года*(3). В случае если будет установлено отсутствие существенной динамики снижения тарифов на услуги связи в роуминге, антимонопольные органы стран - участниц ЕАЭС и Комиссия приступят к реализации второго этапа "дорожной карты", в рамках которого смогут начать расследование на предмет соответствия действий операторов связи требованиям антимонопольного законодательства.
Таким образом, взаимодействие антимонопольных органов в рамках ЕАЭС и СНГ, а также деятельность Евразийской экономической комиссии являются необходимым условием для эффективного развития конкуренции на трансграничных рынках, в том числе носящих социально значимый характер. Такая совместная работа позволяет консолидировать усилия и ресурсы национальных антимонопольных органов в целях расследования и пресечения нарушений, а также формировать общую антимонопольную политику государств по ключевым вопросам развития конкуренции.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Решение ФАС России по делу N 110/21-10.
*(2) Согласно информации, содержащейся в Отчете Евразийской экономической комиссии 2012-2015 годов.
*(3) http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=45235.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Российское правовое издание. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.
Авторы газеты - практики в области правоприменения, специалисты ВАС РФ, Верховного суда РФ, Конституционного суда РФ, Минюста РФ, Федеральной таможенной службы, ФСС, ФМС РФ, Минфина РФ, ФНС РФ и др. министерств и ведомств.
Газета "эж-ЮРИСТ" издается с 1998 года.