Будут ли относиться к членам семьи госслужащего лица, указанные в п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.09.2013 N 411 "О предоставлении государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения", только при условии совместного проживания с ним, или к членам семьи относятся также раздельно проживающие и не ведущие с ним совместного хозяйства - родители, дети, супруг(а)?
Относится ли условие совместного проживания только к супругу(е), или оно также распространяется на детей и родителей госслужащего?
В соответствии с п. 4 ст. 53 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта РФ, может предоставляться право на единовременную субсидию для приобретения жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых, соответственно, постановлением Правительства РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ.
Правила предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим утверждены постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 N 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" (далее - Постановление). Субъектам РФ при принятии нормативных правовых актов о предоставлении государственным гражданским служащим субъектов РФ единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Правительством РФ рекомендовано учитывать положения данных Правил (п. 8 Постановления).
Так, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 11.09.2013 N 411 утверждены Правила предоставления государственным гражданским служащим Республики Башкортостан единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - Правила), которыми регламентированы порядок и условия предоставления такой субсидии.
Согласно п. 3 Правил единовременная выплата предоставляется государственному гражданскому служащему с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи, к которым относятся супруг (супруга), а также его дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданского служащего в порядке, установленном законодательством, если они вселены в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Из содержания приведенной нормы следует, что члены семьи государственного гражданского служащего, которые учитываются при исчислении единовременной выплаты, подразделяются на две категории. Первую категорию составляют лица, которые признаются членами семьи служащего при условии совместного проживания с ним (супруг (супруга), дети, родители). Иными словами, для признания названных лиц членами семьи достаточно наличия родственных отношений в указанной степени родства и установления факта их совместного проживания в жилом помещении. Никакие другие обстоятельства (ведение совместного хозяйства, оказание взаимной материальной помощи и т.п.) не имеют правового значения. При этом временное выбытие указанных лиц из жилого помещения само по себе автоматически не влечет прекращение семейных отношений (смотрите, например, кассационное определение СК по гражданским делам Рязанского областного суда от 09.02.2011 по делу N 33-205).
Вторую категорию образуют лица, которые могут быть признаны членами семьи государственного гражданского служащего. Таковыми являются родственники более отдаленной степени родства (братья, сестры, дяди, тети, бабушки, дедушки, внуки и т.д.), нетрудоспособные иждивенцы, которых он содержит. Однако эти лица приобретают статус члена семьи государственного гражданского служащего лишь при условии, что они вселены в жилое помещение именно в качестве членов его семьи, а не по иному основанию (например по договору найма, безвозмездного пользования) и помимо этого они должны проживать с ним одной семьей, что предполагает ведение общего хозяйства, наличия общего бюджета, совместного несения расходов по содержанию жилого помещения, взаимной материальной помощи и т.д. Такого же мнения придерживаются и суды (смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 09.04.2014 по делу N 33-1919/2014; решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 16.03.2016 по делу N 2-1281/2016; решение Советского районного суда г. Нижний Новгород Нижегородской области от 26.05.2015 по делу N 2-2663/2015, решение Ленинского районного суда г. Чебоксары от 26.08.2013 по делу N 2-3216/2013).
Если перечисленные лица не соответствуют требованиям, установленным в п. 3 Правил, то они не должны приниматься во внимание при исчислении единовременной социальной выплаты. Так, например, Щелковский городской суд Московской области не признал внуков государственного гражданского служащего членами его семьи. При этом суд исходил из того, что внуки проживают совместно с их родителями и находятся на их обеспечении. Ведение общего хозяйства несовершеннолетними не представляется возможным по причине нетрудоспособного возраста детей. Кроме того, несовершеннолетние внуки непосредственно гражданским служащим в жилое помещение не вселялись, поскольку в соответствии с установленным порядком вселение несовершеннолетних детей осуществлялось их родителями. Суд также отметил, что право на единовременную субсидию для приобретения жилья является дополнительной гарантией, которая наряду с основными гарантиями в порядке компенсации ограничительного характера государственной гражданской службы призвана обеспечивать правовую и социальную защищенность гражданских служащих, повышение мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепление стабильности профессионального состава кадров государственной гражданской службы, может предоставляться один раз за весь период гражданской службы при определенных условиях, которые устанавливаются Правительством РФ, и не может рассматриваться как реализация жилищных прав, предусмотренных жилищным законодательством (смотрите решение Щелковского городского суда Московской области от 23.12.2015 по делу N 2-6927/2015).
Таким образом, предоставление субсидии в качестве дополнительной государственной гарантии обусловлено самостоятельным правовым регулированием отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, а также правовым положением (статусом) государственных гражданских служащих, а потому приведенные нормы не могут толковаться расширительно.
К сведению:
Отметим, что законодатель не связывает факт возникновения статуса члена семьи, в том числе и государственного гражданского служащего, с регистрацией такого лица по месту жительства (месту пребывания) в жилом помещении, если при этом он не вселяется в это помещение. То есть сама по себе регистрация не порождает, не изменяет и не влияет на рассматриваемые правоотношения. По этому поводу Пленум Верховного Суда РФ указал, что регистрация лица по месту жительства или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании лица членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами. Иными словами, регистрация по месту жительства является административным актом и преследует цель миграционного учета граждан, а потому сама по себе не влечет возникновение у зарегистрированного лица права на меры государственной поддержки и гарантии, предоставляемые государственному гражданскому служащему и членам его семьи, в целях обеспечения жильем.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
13 мая 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.