В ходе ревизии финансово-хозяйственной деятельности контрольным управлением субъекта РФ выявлены факты неправомерного расходования бюджетным учреждением средств субсидии на выполнение государственного задания. Данные факты выразились в переплате сумм командировочных расходов и заработной платы, а также оплаты фактически невыполненных работ по благоустройству территории учреждения. Должно ли бюджетное учреждение возместить указанные средства в доход бюджета субъекта РФ, из которого они были получены?
А. Павелин,
эксперт журнала
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной
деятельности государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 5, май 2016 г., с. 62-65.
Поступившие бюджетному учреждению в результате возмещения расходов, связанных с его деятельностью, в том числе внесенные в кассу учреждения, суммы, неправомерно полученные сотрудником данного учреждения и подрядной организацией, остаются в самостоятельном распоряжении бюджетного учреждения и используются им в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности.
Обоснование. В силу ч. 1 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях*(1) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет деятельность согласно предмету и целям деятельности, определенным на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов и устава.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от данной деятельности, и приобретенное за счет них имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Согласно положениям ч. 18 ст. 30 Федерального закона N 83-ФЗ*(2) не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ исходя из абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (целевые субсидии), подлежат перечислению бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет. Указанные остатки средств могут использоваться бюджетными учреждениями в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. Не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (субсидии, выделенные на выполнение задания учредителя), используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.
При этом средства, поступающие по обязательствам плательщиков, возникшим до момента изменения типа учреждения (до 01.01.2012), и отраженные ими в бюджетном учете в рамках начисления доходов бюджета (в рамках полномочий администратора доходов бюджета), подлежат зачислению в доходы соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ с отражением по кодам бюджетной классификации доходов.
Средства, поступающие по требованиям государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, возникшим после 01.01.2012, подлежат зачислению на счета данных учреждений, открытые ими в установленном законодательством РФ порядке, и используются ими в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемым и утверждаемым в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, согласно Требованиям к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, установленным Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н.
С учетом изложенного средства, поступившие бюджетному учреждению в результате возмещения расходов, связанных с его деятельностью, в том числе внесенные в кассу учреждения суммы, неправомерно полученные сотрудником данного учреждения и подрядной организацией, остаются в самостоятельном распоряжении бюджетного учреждения и используются им в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности. Аналогичной позиции придерживается Минфин - см. Письмо от 26.06.2015 N 02-03-09/36906.
1 мая 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
*(2) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"