Вправе ли субъект РФ принять решение о передаче функций по ведению бухгалтерского учета государственных бюджетных учреждений централизованным бухгалтериям районов?
А. Павелин,
эксперт журнала
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной
деятельности государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 5, май 2016 г., с. 70-73.
Субъект РФ вправе принять решение о создании специализированного учреждения (централизованной бухгалтерии), предметом и целями деятельности которого являются ведение бухгалтерского учета, формирование отчетности созданных субъектом РФ учреждений. Кроме того, согласно ст. 7 Закона о бухгалтерском учете и п. 5 Инструкции N 157н руководитель субъекта учета ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности вправе передать в соответствии с законодательством Российской Федерации по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).
Обоснование. Статьей 31 БК РФ установлен принцип самостоятельности бюджетов, который определяет право и обязанность органов государственной власти самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность органов государственной власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, право названных органов самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
Пунктом 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определены полномочия органов государственной власти субъекта РФ, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, в том числе материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений субъекта РФ.
В силу ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
При этом бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными согласно федеральным законам, иным нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам и уставу.
Таким образом, субъект РФ вправе принять решение о создании специализированного учреждения (централизованной бухгалтерии), предметом и целями деятельности которого являются ведение бухгалтерского учета, формирование отчетности созданных субъектом РФ учреждений.
Исходя из ст. 7 Закона о бухгалтерском учете и п. 5 Инструкции N 157н руководитель субъекта учета ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности вправе передать в соответствии с законодательством РФ по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).
По мнению Минфина, высказанному в Письме от 18.02.2016 N 02-07-05/9219, в соглашении о передаче ведения бюджетного (бухгалтерского) учета централизованной бухгалтерии (приложении к соглашению) должны быть установлены:
- регламент взаимодействия руководителя учреждения с централизованной бухгалтерией, содержащий обязательные гарантии по предоставлению своевременной, качественной, достоверной и оперативной информации в соответствии с законодательством РФ, в том числе по требованию руководителя учреждения;
- порядок информационного взаимодействия между руководителем (ответственными лицами) учреждения и централизованной бухгалтерией;
- порядок обмена электронными документами и сведениями;
- порядок оформления и принятия к учету первичных учетных документов;
- регламентация организации взаимодействия централизованной бухгалтерии и руководителя (ответственных лиц) учреждения по иным вопросам, необходимым для принятия экономических и хозяйственных решений субъектом;
- требования к уровню квалификации работников централизованной бухгалтерии, осуществляющих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление отчетности по переданным полномочиям, в соответствии с требованиями, установленными Законом о бухгалтерском учете и Приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 N 1061н "Об утверждении профессионального стандарта "Бухгалтер";
- ответственность централизованной бухгалтерии по исполнению обязательств по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, хранению документов, осуществлению внутреннего контроля за правильностью совершения хозяйственных операций и (или) по оформлению первичных учетных документов, по своевременности сроков формирования бюджетной (бухгалтерской) и налоговой отчетности, по подготовке платежных документов и иных функций, предусмотренных переданными полномочиями.
При определении состава функций, передаваемых централизованной бухгалтерии от учреждения, необходимо учитывать, что законодательством РФ не предусмотрены передача функций иному учреждению, в том числе централизованной бухгалтерии, по принятию и исполнению обязательств учреждения в результате его финансово-хозяйственной деятельности, а также передача планово-экономических функций. При этом создание централизованных бухгалтерий не предполагает осуществление ими наличных денежных расчетов в интересах учреждения.
1 мая 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"