Необходимо ли в 2016 году органу исполнительной власти (главному распорядителю бюджетных средств) разрабатывать порядок ведения бюджетной сметы, если нет подведомственных учреждений?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Исполнительный орган государственной власти, в случае доведения до него бюджетных средств на обеспечение собственной деятельности, при составлении, утверждении и ведении бюджетной сметы должен руководствоваться тем порядком, который он разрабатывает, осуществляя полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 4 ст. 154 БК РФ органы исполнительной власти могут одновременно являться главными распорядителями и получателями бюджетных средств.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 158 и п. 1 ст. 221 БК РФ к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств относится определение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями.
При этом порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет определяется главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденными приказом Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н (далее - Общие требования).
Положения ст. 161 БК РФ, регулирующие особенности правового положения казенных учреждений в бюджетных правоотношениях, распространяются и на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающих полномочия указанных органов (п. 11 ст. 161 БК РФ).
Иными словами, на эти органы положения БК РФ, установленные для казенных учреждений, распространяются при исполнении ими бюджетной сметы (смотрите также письмо Минфина России от 02.06.2014 N 02-01-10/26423).
Пунктом 1 Общих требований определено, что данные требования с учетом положений ст. 161 БК РФ распространяются в том числе на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.
Таким образом, положения БК РФ (в том числе п.п. 2 и 11 ст. 161 БК РФ), Общих требований, а также разъяснения специалистов финансового ведомства указывают на необходимость составления бюджетной сметы в том числе органами государственной власти в случае доведения до них бюджетных средств на обеспечение своей деятельности.
С учетом приведенных норм полагаем, что исполнительный орган государственной власти при составлении, утверждении и ведении бюджетной сметы должен руководствоваться тем порядком, который он разрабатывает, осуществляя полномочия главного распорядителя бюджетных средств, для подведомственных казенных учреждений (в случае отсутствия подведомственных учреждений - для себя как для получателя бюджетных средств).
Данная позиция подтверждается практикой разработки порядков составления, утверждения и ведения бюджетных смет отдельными главными распорядителями бюджетных средств. В такой порядок может непосредственно вносится положение о том, что он применяется в том числе при составлении, утверждении и ведении бюджетной сметы в том числе главного распорядителя бюджетных средств. Смотрите, к примеру:
- приказ Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области от 31.12.2015 N 112-НПА "Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области и бюджетных смет подведомственных ему получателей средств областного бюджета Новосибирской области, являющихся казенными учреждениями";
- приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 11.11.2015 N 799/пр "Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и подведомственных ему казенных учреждений";
- приказ Минфина России от 05.12.2013 N 413 "Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Министерства финансов Российской Федерации и казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации";
- приказ Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа от 14.12.2015 N 89 "Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа и подведомственных получателей бюджетных средств, находящихся в ведении Аппарата Администрации Ненецкого автономного округа".
Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Органы государственной власти. Органы местного самоуправления.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
13 мая 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.