Совершенствование организации проведения следственного эксперимента на первоначальном этапе расследования ДТП с причинением вреда здоровью человека
С.В. Кисляков,
преподаватель цикла специальных, правовых и
гуманитарных дисциплин, майор полиции,
сотрудник Центра профессиональной подготовки
УМВД России по Владимирской области (Владимир)
Журнал "Российский юридический журнал", N 2, март-апрель 2016 г., с. 108-113.
Проблемы, возникающие при расследовании ДТП, по справедливому мнению практиков, аналитиков и общественности, более чем актуальны. Согласно официальной статистике, несмотря на общее снижение аварийности на дорогах Российской Федерации, количество ДТП и пострадавших в них людях, здоровью которых причинен особо тяжкий вред, постоянно увеличивается в среднем на 10-12%. В 2014 г. рост составил 10,6%, за шесть месяцев 2015 г. - 12,8%*(1).
Раскрытие и расследование ДТП происходит поэтапно. Этап расследования - "это такой элемент, который представляет собой взаимосвязанную систему действий, объединенных единством задач и ситуацией, то есть условиями расследования, спецификой криминалистических приемов"*(2). В криминалистической литературе выделяют три этапа расследования: первоначальный, последующий и заключительный*(3). Первоначальный этап расследования ДТП начинается с осмотра места происшествия. Наше исследование*(4) выявило низкую результативность осмотров мест ДТП. В значительной степени это связано с непривлечением специалистов (46% изученных уголовных дел), незнанием тактики сбора криминалистически значимой информации (43%), неправильным изъятием следов с места ДТП (31%), неточным составлением схемы ДТП (54%).
От правильной организации и тактики проведения первоначальных следственных действий на месте ДТП зависит успех расследования. Необходимые для расследования исходные данные выявляются в результате проведения первоочередных следственных действий, основная задача которых - обнаружение максимального количества криминалистически значимой информации о движении и взаимодействии участников ДТП, об условиях видимости, различимости и обзорности в направлении движения. Это подтверждают результаты анкетирования практических работников, занимающихся расследованием ДТП*(5).
Тактика проведения следственных действий диктует необходимость определения их очередности на месте ДТП. На первоначальном этапе расследования безусловно важна организация проведения освидетельствования, оперативно-розыскных мероприятий, но к первоочередным мы отнесем такие следственные действия, промедление в производстве которых на месте ДТП может повлечь утрату объективности при определении момента возникновения опасности для движения. Например, расстояние видимости и различимости опасного для движения объекта на месте ДТП может значительно измениться в течение короткого промежутка времени под воздействием внешних факторов (из-за уменьшения интенсивности осадков, наступления светлого времени суток и т.п.), что напрямую повлияет на результат расследования уголовного дела. Проведение осмотра места происшествия, транспортного средства, освидетельствования в этом случае не зависит от воздействия внешних факторов окружающей среды. При правильной организации мер по сохранению следов ДТП (объезд, укрытие от непогоды осколков, осыпи, биологических, технических жидкостей и т.п.) они долго могут оставаться в первоначальном виде и быть пригодными для идентификации и исследования. Именно поэтому следственный эксперимент нужно проводить в условиях, максимально приближенных к условиям, при которых произошло ДТП.
На основании изложенного считаем необходимым при осмотре места происшествия в первую очередь определять видимость, различимость и обзорность на месте ДТП.
Вопросам применения экспериментальных методов исследования на первоначальном этапе расследования уделяли серьезное внимание такие известные ученые-криминалисты, как Р.С. Белкин, С.И. Гирько, В.И. Жулев, Е.А. Краенский, Т.В. Попова, Ю.Н. Баранов*(6). Они обращали внимание на то, что ко времени осмотра места ДТП могут существенно измениться условия видимости на участке дороги, подлежащем обследованию. Эта мысль по-прежнему актуальна. Надо отметить, что тактика осмотра места ДТП, производства первоначальных следственных действий в части определения видимости, различимости и обзорности до сих пор не подвергалась глубокому изучению учеными-криминалистами*(7), хотя многие из них придерживаются мнения о целесообразности проведения на месте происшествия опытных проверок, измерений в рамках осмотра места происшествия, направленных на установление видимости и различимости в момент ДТП. В.И. Жулев, Е.А. Краенский, С.И. Гирько справедливо отмечают, что "речь идет не о следственном эксперименте как самостоятельном следственном действии... а о фиксации результатов элементарных проверок"*(8), в том числе определении расстояния видимости и обзорности объектов, их размещения на дороге относительно друг друга и т.п.
Согласимся с И.М. Минеевым, по мнению которого в УПК РФ надо "предусмотреть норму, регламентирующую проведение следственного эксперимента по фактам ДТП на стадии доследственной проверки"*(9). Эта необходимость подтверждена практикой расследования: 65% следователей и 45% дознавателей высказались за проведение следственного эксперимента для последующего принятия решения об отказе в возбуждении или о возбуждении уголовного дела по факту ДТП.
Методы определения видимости и различимости на месте ДТП анализировали Ю.Н. Баранов, В.А. Иларионов, Ю.Б. Суворов, Т.В. Попова, С.Н. Путивка*(10). Данное следственное действие позволит не только собрать более полные сведения о видимости на участке дороги в момент, предшествующий началу ДТП, но и экспериментальным путем установить момент возникновения опасности, которую водитель (пешеход) в состоянии обнаружить (предотвратить). С.Н. Путивка, ссылаясь на результаты своего исследования неочевидных обстоятельств ДТП, отмечает, что "свыше 90% информации, необходимой для управления автомобилем, водитель получает по зрительному каналу... основной вопрос, требующий разрешения на стадии установления всех обстоятельств события, сводится к определению принципиальной возможности или невозможности своевременного обнаружения водителем препятствия и предотвращения последствий"*(11).
Например, А.В. Суворов установил такой порядок определения видимости и различимости: "...Автомобиль отводится на расстояние, с которого объект на дороге с места водителя не виден. Далее на транспортном средстве включается свет фар, с которым оно двигалось перед происшествием, и автомобиль на минимальной скорости приближается к препятствию. Замеряется расстояние, с которого объект будет полностью виден и опознан. Это расстояние и составит расстояние видимости препятствия"*(12).
Как показал анализ уголовных дел и материалов предварительных проверок при проведении следственного эксперимента, наряду с видимостью в направлении движения важную роль играет обзорность с рабочего места водителя. Обе эти величины неразрывно связаны с определением момента опасности и временем реакции водителя на эту опасность.
Обзор - это возможность охватить взором какое-нибудь пространство*(13). Анализируя механизм ДТП, К.С. Шахов отмечал важность установления обзорности при определении момента появления опасности, которую водитель в состоянии обнаружить*(14). Применяя предложенную им методику определения параметров обзорности с рабочего места водителя, можно измерить расстояние от транспортного средства до места наезда, в дальнейшем используя полученные значения для формирования выводов экспертного заключения о механизме и причинах ДТП.
Это подтверждают результаты проведенного нами опроса. Так, следователи указали, что следственный эксперимент на видимость-различимость производился в 36% уголовных дел, из них в 19% проведение следственного эксперимента не только на видимость-различимость, но и на видимость-обзорность существенно повлияло бы на установление механизма ДТП и расширило бы доказательственную базу. Поэтому мы считаем, что в зависимости от результатов осмотра места происшествия наряду с экспериментом на видимость-различимость целесообразно проводить эксперимент на видимость-обзорность, целью которого является установление факта хорошего обзора проезжей части с рабочего места водителя при хорошей видимости. Как показывают статистика и проведенный нами анализ уголовных и административных дел, а также материалы доследственных проверок, наибольшее количество ДТП происходит в городских условиях и именно в светлое время суток (более 45% случаев - из-за плохой обзорности).
Важность учета факта плохого обзора при расследовании ДТП нашла отражение в постановлении Правительства РФ от 10 мая 2010 г. N 316: в п. 1.2 ПДД РФ было введено новое понятие "ограниченная видимость", т.е. "видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами". Однако заметим, что это понятие неточно отражает недостаточную обзорность на месте ДТП, ведь получается, что в ясный день на одном и том же месте дороги видимость может быть одновременно хорошей и ограниченной. Считаем, что здесь правильно говорить об ограниченном обзоре при хорошей видимости.
В связи с этим предлагаем уточнить понятие недостаточного обзора и ввести в ПДД РФ термин "ограниченная обзорность", дополнив п. 1.2 следующим абзацем: "Ограниченная обзорность - восприятие водителем пространства дороги в направлении движения, ограниченное рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами". Также предлагаем законодательно закрепить возможность проведения следственного эксперимента в случаях, не терпящих отлагательства, дополнив ст. 181 УПК РФ предложением: "В случаях, не терпящих отлагательства, следственный эксперимент может быть произведен до возбуждения уголовного дела".
Размеры крупногабаритных транспортных средств - грузовых автомобилей, общественного транспорта (а они в городском потоке составляют около 17,9% всех транспортных средств*(15)) значительно ухудшают обзорность, что также следует учитывать при проведении субъектом расследования эксперимента на видимость-обзорность. Кроме того, общественный транспорт передвигается в городских условиях сравнительно медленно, с остановками, это может затруднить обзор тротуаров и установленных на обочине дорожных знаков. Например, автомобиль ВАЗ ехал со скоростью 40-45 км/ч по улице г. Владимира, впереди справа ехали автомобили: по крайней правой полосе - ГАЗ, по второй полосе - "Нива". Впереди слева находилась разделительная полоса дорожной разметки (двойная сплошная), по проезжей части встречного направления двигался поток автомобилей, а на остановке общественного транспорта стоял автобус. Неожиданно водитель автомобиля ВАЗ заметил впереди справа пешехода, пересекавшего проезжую часть дороги на расстоянии 20 м по ходу движения, однако столкновения не удалось избежать, так как тормозной путь составлял 23 м. В ходе расследования установлено, что знака "Пешеходный переход" водитель не мог видеть из-за плохого обзора, а дорожной разметки "зебра" на проезжей части не было*(16).
Из представленного примера видно, что в каждом случае при расследовании ДТП в содержание тактических приемов обязательно должны входить "так называемые "опережающие" исследования, результаты которых не дадут возможности в будущем выдвинуть версии со стороны обвиняемого в отношении тех обстоятельств, которые невозможно будет проверить"*(17). Поэтому так важно установить момент возникновения опасности, т.е. определить расстояние, с которого водитель должен был попытаться избежать ДТП. Время на принятие решения называют временем реакции водителя. Необходимо учитывать, что в течение того времени, пока водитель воспринимает возникшую на пути движения опасность, оценивает ее и принимает решение, автомобиль продолжает ехать с той же скоростью, которая и подлежит установлению.
Сделаем вывод: законодательное закрепление возможности проведения следственного эксперимента до возбуждения уголовного дела, а также использование понятия "ограниченная обзорность" помогут своевременно фиксировать условия видимости, различимости и обзорности на первоначальном этапе расследования ДТП. Результаты экспериментов на видимость, различимость и обзорность в дальнейшем можно использовать при назначении судебных экспертиз, допросах, проверке показаний на месте и других следственных действиях.
Список литературы
Белкин Р.С. Курс советской криминалистики: в 3 т. М., 1979. Т. 3.
Белкин Р.С. Собирание, исследование и оценка доказательств. М., 1966.
Жулев В.И., Краенский Е.А., Гирько С.И. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учеб. пособие. М., 1991.
Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учеб. для вузов. М., 1989.
Лебедева В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 2010.
Леви А.А. Осмотр места происшествия. Справочник следователя. М., 1982.
Лузгин И.М. Методологические проблемы расследования. М., 1973.
Минеев И.М. Следственный эксперимент по фактам ДТП // Рос. юстиция. 1998. N 4.
Новости Госавтоинспекции // URL: http://www.gibdd.ru/news.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1970.
Петрухин И.Л., Михайловская И.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М., 2010.
Попова Т.В., Баранов Ю.Н. Основы криминалистики: курс лекций. М., 2004.
Путивка С.Н. Криминалистическое моделирование для реконструкции неочевидных обстоятельств при расследовании дорожно-транспортных происшествий: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002.
Суворов Ю.Б. Судебная дорожно-транспортная экспертиза. Судебно-экспертная оценка действий водителей и других лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, на участках ДТП: учеб. пособие для вузов. М., 2004.
Шахов К.С. Метод анализа механизма дорожно-транспортного происшествия: автореф. дис. ... канд. техн. наук. Тюмень, 2007.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) URL: http://www.gibdd.ru/news.
*(2) Лузгин И.М. Методологические проблемы расследования. М., 1973. С. 26.
*(3) Белкин Р.С. Курс советской криминалистики: в 3 т. М., 1979. Т. 3. С. 259.
*(4) В рамках диссертационного исследования на тему "Тактика первоначальных следственных действий на первоначальном этапе расследования ДТП с причинением вреда здоровью человека" автором изучены материалы 112 уголовных дел о преступлениях, связанных с причинением вреда здоровью человека, расследованных в 2006-2015 гг., в том числе 67 уголовных дел, рассмотренных судами, 45 уголовных дел, находящихся в производстве органов предварительного следствия, 56 материалов предварительной проверки, 110 материалов об отказе в возбуждении уголовного дела, 146 экспертных заключений.
*(5) Проинтервьюированы 348 практических работников, в том числе 243 дознавателя ГИБДД УМВД России по Владимирской области и 105 следователей специализированного отдела по расследованию дорожно-транспортных происшествий СУ УМВД России по Владимирской области, следователей специализированных следственных отделов по расследованию ДТП СУ УВД, 222 сотрудников-инспекторов ДПС ГИБДД УМВД России по Владимирской области, 15 экспертов-криминалистов, 128 оперативных работников органов внутренних дел Российской Федерации. 67% опрошенных нами следователей указали на необходимость создания в структуре МВД специального подразделения для более качественного оформления и расследования обстоятельств ДТП.
*(6) Белкин Р.С. Собирание, исследование и оценка доказательств. М., 1966. С. 89; Жулев В.И., Краенский Е.А., Гирько С.И. Расследование дорожно-транспортных преступлений: учеб. пособие. М., 1991.
*(7) Леви А.А. Осмотр места происшествия. Справочник следователя. М., 1982. С. 244-264.
*(8) Жулев В.И., Краенский Е.А., Гирько С.И. Указ. соч. С. 68.
*(9) Минеев И.М. Следственный эксперимент по фактам ДТП // Рос. юстиция. 1998. N 4. С. 10.
*(10) Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: учеб. для вузов. М., 1989; Судебная дорожно-транспортная экспертиза. Судебно-экспертная оценка действий водителей и других лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения, на участках ДТП: учеб. пособие для вузов. М., 2004. С. 37; Основы криминалистики: курс лекций. М., 2004. С. 138; Криминалистическое моделирование для реконструкции неочевидных обстоятельств при расследовании дорожно-транспортных происшествий: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2002. С. 130-131.
*(11) Путивка С.Н. Указ. соч. С. 130-131.
*(12) Суворов Ю.Б. Указ. соч. С. 37.
*(13) Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1970. С. 445.
*(14) Шахов К.С. Метод анализа механизма дорожно-транспортного происшествия: автореф. дис. ... канд. техн. наук. Тюмень, 2007. С. 17.
*(15) В 2015 г. количество транспортных средств в РФ увеличилось до 55 699 737 единиц, из них крупногабаритных транспортных средств - 9 991 052, или 17,9%.
*(16) Материал взят из опросного листа.
*(17) Лебедева В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М., 2010. С. 32; Петрухин И.Л., Михайловская И.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М., 2010. С. 39.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кисляков С.В. Совершенствование организации проведения следственного эксперимента на первоначальном этапе расследования ДТП с причинением вреда здоровью человека
Kislyakov S.V. On the improvement of carrying out an investigatory experiment at the initial stage of investigation of road accidents causing harm to human health
С.В. Кисляков - преподаватель цикла специальных, правовых и гуманитарных дисциплин, майор полиции, сотрудник Центра профессиональной подготовки УМВД России по Владимирской области (Владимир)
Kislyakov S.V. - Vladimir, Training Centre of the Office of Ministry of Internal Affairs of Russia in Vladimir Region
Анализируется первоначальный этап расследования ДТП. Обосновывается проведение в качестве первоочередного следственного действия следственного эксперимента на определение видимости, различимости и обзорности в условиях, максимально приближенных к условиям, в которых произошло ДТП. Предлагается ввести в Правила дорожного движения РФ новое понятие "ограниченная обзорность", которое поможет своевременно учитывать условия видимости, различимости и обзорности на первоначальном этапе расследования ДТП.
The author analyzes the initial stage of road accidents investigation. He proves that the investigative experiment for determining a level of visibility and conspicuity in conditions as close as possible to those, in which the accident occurred, should be the primary investigative action. In the author's opinion, there is a need to amend the RF Traffic Regulations with a new concept of restricted visibility in order to ensure the timely coverage of visibility and conspicuity at the initial stage of road accidents investigation.
Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, расследование, осмотр места происшествия
Key words: road accident, investigation, inspection of the accident place
Совершенствование организации проведения следственного эксперимента на первоначальном этапе расследования ДТП с причинением вреда здоровью человека
Автор
С.В. Кисляков - преподаватель цикла специальных, правовых и гуманитарных дисциплин, майор полиции, сотрудник Центра профессиональной подготовки УМВД России по Владимирской области (Владимир)
"Российский юридический журнал", 2016, N 2