Земельный участок для недропользования: ретроспектива и актуальное правовое регулирование*(1)
И.А. Игнатьева,
Доктор юридических наук, профессор
юридического факультета Московского
государственного университета им. М.В. Ломоносова (Москва)
Журнал "Российский юридический журнал", N 2, март-апрель 2016 г., с. 177-185.
Предоставление в пользование участка недр влечет за собой необходимость решения вопроса о праве на земельный участок. Все виды пользования недрами, предусмотренные в ст. 6 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"*(2) (далее - Закон о недрах), предполагают изначально получение доступа к земной поверхности и соответствующее приобретение права на земельный участок*(3).
Очевидной предстает в этом случае естественная физическая связь таких компонентов природной среды, определенных в ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"*(4), как земля и недра. Не случайно в ряде нормативных правовых актов начала 90-х гг. XX в. использовалась формулировка "земля и ее недра"*(5), и до сих пор она присутствует в Федеративном договоре от 31 марта 1992 г. "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации" (ст. III), Законе РСФСР от 31 октября 1990 г. N 293-1 "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР"*(6).
Однако далее правовое регулирование общественных отношений, складывающихся относительно земли и недр, пошло разными путями. В ст. 72 Конституции Российской Федерации названы две самостоятельные отрасли законодательства - земельное законодательство и законодательство о недрах. В системе отраслевых законодательных актов отчетливо оформился "принцип раздельного правового регулирования использования и охраны природных ресурсов"*(7). Само же регулирование отношений по использованию и охране земель и недр являет собой яркий пример применения дифференцированного подхода к регулированию экологических отношений, выражающегося в "установлении применительно к каждому виду природного объекта специфических видов прав природопользования, определения для каждого своих целей и принципов, специальных ограничений, направленных на обеспечение их рационального использования и охраны"*(8).
Сложившаяся система правового регулирования, несомненно, теоретически выверена и юридически обоснованна. Статья 3 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г.*(9) (далее - ЗК), во-первых, определяет, что земельное законодательство регулирует земельные отношения; во-вторых, подчеркивает, что к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах; в-третьих, допускает, что к земельным отношениям нормы законодательства о недрах применяются только в случае, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. В свою очередь ст. 1 Закона о недрах установила, что отношения, связанные с использованием и охраной земель, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Несмотря на эту однозначность в разграничении сфер правового регулирования, две последовательно сменившие друг друга в относительно короткие сроки противоположные тенденции в развитии законодательства о недрах свидетельствуют о практической уязвимости слишком жесткой позиции законодателя по этому вопросу. Сначала в соответствии с Федеральным законом от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации"*(10), Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(11) из Закона о недрах были последовательно устранены все образцы собственного правового регулирования, пусть и довольно усеченного, земельных отношений: в традиционно специализированных на регулировании земельных отношений ч. 6 (ранее ч. 5) ст. 11 и ст. 25.1 Закона о недрах в результате остались лишь отсылки к земельному законодательству и даже вообще законодательству Российской Федерации (соответствующие изменения были внесены также в разд. 4 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1*(12)). Однако вскоре ст. 25.1 Закона о недрах была изложена в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 222-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 82 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в новой, вполне пространной редакции с регламентированием предоставления и изъятия земельных участков, лесных участков, водных объектов, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами. В 2014 г. эта же статья дважды была изменена: дополнена (при этом ч. 6 ст. 11 Закона о недрах утратила силу)*(13) и затем изложена в новой редакции с одновременным дополнением Закона о недрах новой ст. 25.2 *(14).
Таким образом, четкость критериев кодификации правовых норм по видам природных ресурсов частично вновь была утрачена, поскольку законодательство о недрах вернулось к уточнению правового регулирования земельных отношений. Проведенный ретроспективный анализ этого законодательства демонстрирует, как нам представляется, продолжающийся поиск эффективных правовых форм для необходимого комплексного и системного решения проблем, складывающихся на стыке правового регулирования земельного законодательства и законодательства о недрах, и прежде всего проблемы обеспечения приобретения недропользователем права на земельный участок.
Отсутствие единых оснований для соотнесения правовых понятий "земля" и "земельный участок", с одной стороны, и "недра" - с другой, являет собой один из аспектов пограничных проблем земельного законодательства и законодательства о недрах. Преамбула Закона о недрах раскрывает понятие недр как пространственно определенного компонента природной среды, природного ресурса: это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. В то же время ЗК в дефиниции земли лишь расставил некоторые акценты, подчеркнув многозначность данного правового понятия, определил основные юридически значимые подходы к его использованию в праве. Земля в соответствии с первым принципом земельного законодательства (ст. 1 ЗК) - это и природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, и природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и недвижимое имущество, и объект права собственности и иных прав на землю.
Поскольку критерии и основания для определения таких компонентов природной среды, как земля и недра, оказались не единообразны, постольку сопоставление их между собой существенно затруднено.
В большей степени приближено по смыслу к понятию "недра" понятие "земельный участок", определяемый в ЗК как объект права собственности и иных предусмотренных прав на землю. Это недвижимая вещь, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (ч. 3 ст. 6 ЗК). Отсутствие упоминания почвенного слоя на земельном участке в нынешней его дефиниции позволяет точно установить расположение недр по отношению к земельному участку лишь в случае констатации наличия земной поверхности*(15).
Эти базовые расхождения, полагаем, имеют свое продолжение и в весьма недостаточной связанности правоположений относительно оформления права лица, приобретшего лицензию на пользование недрами, на необходимый земельный участок*(16). Тем не менее именно объективно существующая связанность земли и недр объясняет наличие в законодательстве некоторых их юридически значимых характеристик и особенностей. Так, для отнесения участков недр к участкам недр федерального значения важна характеристика земельного участка: к участкам недр федерального значения относятся участки недр, при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности (ст. 21 Закона о недрах). И наоборот, наличие права на земельный участок предопределяет возможность использования в его границах общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, подземных вод, объем извлечения которых должен составлять не более 100 кубических метров в сутки, из водоносных горизонтов, не являющихся источниками централизованного водоснабжения и расположенных над водоносными горизонтами, являющимися источниками централизованного водоснабжения, а также строительства подземных сооружений на глубину до пяти метров в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации субъектом этого права (собственником, землепользователем, землевладельцем или арендатором) для собственных нужд (ст. 19 Закона о недрах).
Необходимость учета строгой взаимозависимости прав на участок недр и на земельный участок проявляется на практике. В частности, определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 января 2009 г. N 17517/08 признан недействительным аукцион, где выставлялся участок недр, для разработки которого был необходим земельный участок, не подлежащий использованию для заявленных целей (лесной участок). В деле по иску прокурора Краснодарского края к Управлению по недропользованию по Краснодарскому краю, департаменту лесного хозяйства Краснодарского края о признании недействительными торгов, проведенных в форме аукциона, полностью удовлетворенному при рассмотрении судами разных инстанций, было выявлено следующее. В 2007 г. были проведены и признаны состоявшимися торги в форме аукциона на право пользования недрами с целью геологического изучения (поиск, разведка) и добычи цементного сырья. Вместе с тем, как установил суд, для осуществления недропользования был необходим земельный участок из земель лесного фонда, а именно находящийся в границах зеленой зоны. Согласно ст. 105 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 г.*(17) в зеленых зонах запрещается такой вид деятельности, как разработка месторождений полезных ископаемых. В результате суд сделал обоснованный вывод о том, что "выставленное на аукцион право не могло в силу указанных норм закона являться предметом аукциона на право пользования недрами"*(18).
Сегодня в праве отсутствуют механизмы, акцентирующие каким-либо образом собственника или другого субъекта права на земельный участок в его возможности получения лицензии на пользование недрами в границах этого участка, за исключением случаев, когда такое пользование подпадает под условия, описанные в ст. 19 Закона о недрах. На момент создания Закона о недрах собственник земельного участка все же выделялся в качестве особого субъекта получения лицензии на пользование недрами, хотя и без дальнейших значимых юридических последствий. В частности, ч. 5 ст. 11 Закона о недрах в первой его редакции 1992 г. устанавливала, что выдача лицензии на пользование недрами собственнику земельного участка производится в соответствии с этим Законом.
Иллюстрацией проблемы доступа собственника земельного участка к недрам под этим земельным участком является судебный спор (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. по делу N А21-3887/2008) по иску ООО "Балтийская финансово-промышленная группа" (далее - ООО) о признании незаконными действий соответствующих государственных органов Калининградской области (Министерства развития инфраструктуры), выразившихся в отказе предоставить в пользование ООО участок недр и выдать совмещенную лицензию на недропользование, а также об обязании ответчика предоставить в пользование ООО упомянутый участок недр без проведения аукциона и выдать совмещенную лицензию на недропользование с заключением соответствующего лицензионного соглашения (в период рассмотрения дела различными судебными инстанциями ст. 13 Закона Калининградской области от 3 февраля 2003 г. N 227 "О предоставлении недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений на территории Калининградской области", которая позволяла истцу как действующему горнодобывающему предприятию миновать аукцион при получении лицензии, решением Калининградского областного суда признана недействующей и не подлежащей применению с момента принятия и в соответствии с Законом Калининградской области от 23 июня 2009 г. N 355 утратила силу). Министерство развития инфраструктуры Калининградской области в ответ на обращение ООО о предоставлении участка недр разъяснило, что данный участок недр будет включен в перечень объектов лицензирования с последующим предоставлением права пользования этим участком на конкурсной основе. В постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. данная позиция регионального министерства была поддержана.
Таким образом, судом в очередной раз было установлено, что законодательство не предусматривает для собственников земельных участков особого порядка получения права на использование недр в границах их земельных участков. Согласно ст. 13.1 Закона о недрах основными критериями выявления победителя при проведении конкурса на право пользования участком недр являются научно-технический уровень программ геологического изучения недр и использования участков недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответствующих программ, эффективность мероприятий по охране недр и окружающей среды, обеспечение обороны страны и безопасности государства; основным критерием выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.
На практике эта ситуация может логично развиваться до возникновения спора: если собственник земельного участка наравне с другими лицами участвует в конкурсе или аукционе на право пользования участками недр под своим земельным участком и проигрывает, нетрудно представить, насколько легко и быстро он предоставит свой земельный участок другим субъектам для тех же целей. Следовательно, у победителя конкурса (аукциона) возможны сложности в приобретении права на земельный участок.
Конечно, собственник земельного участка в этом случае может лишиться его в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельного участка как необходимого для ведения работ, связанных с пользованием недрами (ст. 49 ЗК, ст. 25.2 Закона о недрах). Надо заметить, что процедурные вопросы такого изъятия на данный момент систематично и подробно изложены в ст. 56.2-56.4 ЗК. В частности, непосредственно в ЗК определены органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с осуществлением недропользования, в том числе для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения. Согласно п. 2 ст. 56.3 ЗК принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в этих случаях должно быть обосновано лицензией на пользование недрами. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств самих организаций-недропользователей об изъятии необходимых им земельных участков (ст. 56.4 ЗК).
Перспектива развития событий через изъятие земельного участка, вероятно, в целом приемлема и даже может быть удобна для владельцев лицензии на пользование недрами, которым сложно договориться с частными собственниками необходимых им земельных участков (хотя процесс изъятия тоже занимает время и силы), но чем-то подобный способ разрешения проблемы все же наводит на размышления о гильотине как средстве от головной боли.
Да и анализ судебной практики объективно показывает, что в преобладающем количестве случаев трудности у недропользователей возникают в связи с получением права на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности*(19). В этой части обеспечение права недропользователя на необходимый ему земельный участок не столь исчерпывающе и однозначно, как при нахождении земельного участка в частной собственности. Но оно приобрело новые импульсы и гарантии в значительно измененном в 2014 г. тексте ЗК, который снял многие вопросы, проявившиеся в судебной практике.
Прежде всего, облегчены требования к образованию земельного участка, необходимого для недропользования. Пункт 7 ст. 11.9 ЗК, в целом запрещающей образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, не распространяет это правило на случай образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, согласно п. 2 ст. 39.6 ЗК заключается без проведения торгов. Подобная норма существовала в ЗК с 2008 г. (п. 2.2 ст. 30 ЗК до внесения изменений 2014 г.). Такой договор аренды должен обязательно предусматривать проведение работ по рекультивации земельного участка, что следует из п. 2 ст. 39.8 ЗК.
Поскольку до внесения исследуемых изменений в ЗК судебная практика выявила значительное количество споров, связанных со сроками предоставления земельных участков для нужд недропользователей, зачастую никак не обусловленными сроками, определенными лицензией на пользование недрами, в качестве примера существенного содержательного развития законодательства следует выделить появление в ЗК четких критериев установления срока договора аренды земельного участка, необходимого для недропользования. Подпунктом 10 п. 8 ст. 39.8 ЗК однозначно определено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, превышающий не более чем на два года срок действия лицензии на пользование недрами, в случае предоставления земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами. Таким образом, срок договора аренды земельного участка зависит теперь от срока действия лицензии и никак не может быть меньше его.
ЗК по существу подтвердил и уточнил ранее введенный порядок определения арендной платы при предоставлении земельного участка для целей недропользования. В частности, в соответствии с п. 4 ст. 39.7 ЗК размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Так, исходя из п. 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582*(20), арендная плата в отношении земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами, определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2%.
Земельные участки, необходимые для недропользования, стало возможным оформлять и посредством установления сервитута. Статьей 39.23 ЗК прямо предусмотрен случай "ведения работ, связанных с пользованием недрами", как основание для заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Если же видом пользования недрами является осуществление геологического изучения недр, то в этом случае использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться вообще без предоставления земельных участков и установления сервитута (подп. 4 п. 1 ст. 39.33 ЗК). Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с указанной целью осуществляется тогда на основании разрешений уполномоченного органа (п. 2 ст. 39.33 ЗК). Причем при данном способе оформления земельного участка ЗК, так же как при заключении договора аренды, прямо оговаривает сроки, на которые недропользователь может получить земельный участок. Подпунктом 3 п. 1 ст. 39.34 ЗК определено, что разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в целях осуществления геологического изучения недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на срок действия соответствующей лицензии.
Как и прежде, в ЗК закреплена возможность резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (ст. 70.1 ЗК), которое может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
На протяжении уже некоторого времени ЗК последовательно расширяет возможности использования земель запаса. Показательно, что случай выполнения работ, связанных с пользованием недрами на землях запаса, явился теперь основанием использования этой категории земель без перевода их в другую категорию (ст. 103 ЗК).
Конечно, до сих пор земельное законодательство и законодательство о недрах не содержат положений, закрепляющих прямую последовательность и взаимозависимость действий субъектов по оформлению своих прав на недра и на землю. тем не менее несомненно, что значительные изменения, внесенные в ЗК прежде всего федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", повлекли за собой укрепление и развитие гарантий недропользователей в части их доступа к соответствующему земельному участку и оформлению права на него. Ряд проблем, очерченных судебной практикой, в будущем должен быть снят применением новых прямых законодательных предписаний и более четких правил и процедур.
Расширение и содержательное углубление взаимосвязей земельного законодательства и законодательства о недрах, наблюдаемые в настоящий период, намечают направления для успешного и эффективного решения практических проблем, возникающих в рамках смежных сфер правового регулирования. Эти процессы в дальнейшем следовало бы в большей степени обосновать и согласованно развить применительно к нуждам как недропользователей, так и субъектов прав на земельные участки.
Список литературы
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
Игнатьева И.А. Изменения в содержании лицензии на пользование недрами: трудности процесса совершенствования // Бизнес, менеджмент и право. 2012. N 2.
Игнатьева И.А. Приобретение прав на землю для целей недропользования: законодательные проблемы и судебная практика // Нефть, газ и право. 2010. N 1.
Краснова И.О. дифференциация и интеграция в экологическом праве: на пути к сближению // Экологическое право. 2015. N 4.
Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М., 2009.
Крассов О.И. Природные ресурсы России: Комментарий законодательства. М., 2002.
Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.
О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации: федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 27. Ст. 3213.
О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ // СЗ РФ. 2014. N 26 (Ч. 1). Ст. 3377.
О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ // СЗ РФ. 2015. N 1 (Ч. 1). Ст. 52.
О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ // СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 17.
О недрах: Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 // СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.
Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР: Закон РСФСР от 31 октября 1990 г. N 293-1 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1990. N 22. Ст. 260.
Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
Перчик А.И. Горное право: учеб. пособие. М., 2008.
Положение о порядке лицензирования пользования недрами: утв. постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1917.
Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации: утв. постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3821.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья печатается в авторской редакции.
*(2) СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.
*(3) Крассов О.И. Природные ресурсы России: Комментарий законодательства. М., 2002. С. 210; Перчик А.И. Горное право: учеб. пособие. М., 2008. С. 330.
*(4) СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
*(5) Так, ныне утративший силу Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды", перечисляя объекты охраны, называл в числе прочих землю, ее недра (ст. 4).
*(6) Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1990. N 22. Ст. 260.
*(7) Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М., 2009. С. 32.
*(8) Краснова И.О. Дифференциация и интеграция в экологическом праве: на пути к сближению // Экологическое право. 2015. N 4. С. 10.
*(9) СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.
*(10) Там же. 2007. N 27. Ст. 3213.
*(11) Там же. 2009. N 1. Ст. 17.
*(12) Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1917.
*(13) О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ // СЗ РФ. 2014. N 26 (Ч. 1). Ст. 3377.
*(14) О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ // СЗ РФ. 2015. N 1 (Ч. 1). Ст. 52.
*(15) В российском законодательстве есть правовая норма, связывающая понятия земельного участка и почвенного слоя в его границах: ч. 2 ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено общее правило о том, что право собственности на земельный участок распространяется на находящийся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой, если иное не установлено законом. ЗК первоначально включал почвенный слой в понимание части поверхности земли (см. прежнюю редакцию п. 2 ст. 6 ЗК).
*(16) Игнатьева И.А. Приобретение прав на землю для целей недропользования: законодательные проблемы и судебная практика // Нефть, газ и право. 2010. N 1. С. 7-20.
*(17) СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.
*(18) Игнатьева И.А. Изменения в содержании лицензии на пользование недрами: трудности процесса совершенствования // Бизнес, менеджмент и право. 2012. N 2. С. 76.
*(19) Подробнее см.: Игнатьева И.А. Приобретение прав на землю для целей недропользования: законодательные проблемы и судебная практика. С. 7-20.
*(20) СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3821.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Игнатьева И.А. Земельный участок для недропользования: ретроспектива и актуальное правовое регулирование
Ignatyeva I.A. A land of plot for the subsoil use: the retrospective review and current legal regulation
И.А. Игнатьева - доктор юридических наук, профессор юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Москва)
I.A. Ignatyeva - Moscow, Lomonosov Moscow State University
Недропользование всегда предполагает получение доступа к необходимому земельному участку. Владелец лицензии на пользование недрами нередко сталкивается с проблемами получения права на земельный участок. В течение нескольких последних лет появился ряд новых норм, позволяющих ускорить их решение.
The subsoil use always assumes an access to the necessary plot of land. Actually, an owner of the license for subsoil use often faces the problems of obtaining the right to land. A number of new legal rules, appeared over the last few years, may speed up the solution of these problems.
Ключевые слова: земельный участок, лицензия на пользование недрами, недропользование, земля, недра
Key words: plot of land, license for subsoil use, use of mineral resources, land, subsoil
Земельный участок для недропользования: ретроспектива и актуальное правовое регулирование
Автор
И.А. Игнатьева - доктор юридических наук, профессор юридического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Москва)
"Российский юридический журнал", 2016, N 2