Физическим лицом было приобретено нежилое (офисное) помещение на первом этаже в г. Москве. Им было подано заявление в Государственную жилищную инспекцию на перепланировку (переустройство) данного помещения с приложением проекта. Входная группа (дверь, крыльцо) не меняется по проекту. Однако физическому лицу было отказано в перепланировке, в том числе по причине отсутствия в проектной документации мероприятий по обеспечению доступности маломобильным группам населения.
Законно ли данное требование, если помещение является нежилым и проект не предусматривает изменений входа в помещение?
Перевод жилого помещения в нежилое, а также последующее переоборудование (перепланировка и переустройство) этого помещения осуществляется на основании норм действующего жилищного законодательства.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещений как жилых, так и нежилых в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Отказом в согласовании может послужить, в частности, несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (п. 3 ч. 1 ст. 27 ЖК РФ).
Аналогичное условие содержится также и в п. 2.32.1 постановления Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (далее - Постановление N 508-ПП), в соответствии с которым основанием для отказа в согласовании является несоответствие требованиям федеральных нормативно-правовых актов, а также нормативно-правовых актов города Москвы.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) инвалидам должен быть обеспечен беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
На территории г. Москвы порядок и условия обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан (далее - маломобильные граждане) регламентируется Законом г. Москвы от 17 января 2001 г. N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы" (далее - Закон г. Москвы N 3).
В ст. 3 Закона N 3 содержится подробный перечень объектов, подлежащих оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа маломобильных граждан, в том числе к подобным объектам относятся объекты малого бизнеса и другие места приложения труда.
При этом финансовые затраты, связанные с выполнением требований Закона г. Москвы N 3 в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы для маломобильных граждан, несут собственники (правообладатели) указанных объектов (ст. 5 Закона г. Москвы N 3).
Как следует из вопроса, собственник нежилого помещения обратился в Государственную жилищную инспекцию г. Москвы с заявлением о проведении перепланировки нежилого помещения, расположенного на 1-м этаже многоквартирного дома, и представил план этой перепланировки, которая, однако, не включала в себя приведение принадлежащего ему на праве собственности помещения (офиса) в соответствие с требованиями Закона N 181-ФЗ и Закона г. Москвы N 3.
При этом спорное помещение не доступно для маломобильных граждан в том смысле, которое вкладывает в это понятие законодатель. Таким образом, не включив в план перепланировки возможности размещения элементов, обеспечивающих беспрепятственное передвижение маломобильных групп населения, собственник нарушил требования законодательства, прямо обязывающие собственников обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур.
Соответственно, полагаем, отказ Государственной жилищной инспекции города Москвы в согласовании перепланировки помещения в многоквартирном доме является правомерным. В этой связи смотрите судебную практику, например: решение Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 22 августа 2012 года по делу N 2-2001/12.
Обращаем Ваше внимание на то, что изложенная точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с точкой зрения других специалистов.
К сведению:
Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" утверждена приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года N 605.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Рижская Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
20 мая 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.